X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Казань - третья столица
Александров
Самара - родина жигулевского пива

Главная / Блог / Дивногорье

Дивногорье

Россия - Воронежская область - Дивногорье

Жители Воронежской области называют местность с удивительной конкретностью. Растет вокруг села хрен, значит, и село будет Хреновым. Выстроились рядами сосны у реки - реку назовут Сосной, только Тихой, потому что течение в ней слабее, чем в реке Сосна в Липецкой области. А если среди холмов стоят дивные меловые столбы, то быть этому месту Дивногорьем. Вот туда мы и отправимся.

Автор: Админ

Воронежские Дивы - это меловые столбы-останцы высотой до 10 метров. Когда-то их было 22, но до наших дней сохранилось только 10 целых и 2 полуразрушенных. Куда подевались остальные Дивы? Большая их часть была уничтожена в 1871 году при строительстве железной дороги: меловые столбы взрывали из-за боязни обрушения на проходящие поезда. Однако дальнейшие геологические исследования показали, что опасения были напрасны. Под слоем мела находится песок, который выступает в роли подушки, сглаживающей колебания, вызываемые железной дорогой.

Автор: Админ

Другая часть останцев была уничтожена во время Великой Отечественной войны. Наши войска находились по другую сторону Дона, а на территории нынешнего заповедника "Дивногорье" дислоцировались части 2-ой Венгерской армии. Нет ничего удивительного в том, что советская артиллерия, зная точное географическое положение и высоту останцев, использовала их в качестве ориентиров для нанесения ударов по позициям противника. Когда венгры об этом узнали, то взорвали некоторые из Див.

Сохранившиеся меловые столбы сгруппированы в двух местах и носят названия Больших и Малых Див. К Большим Дивам относятся скала с пещерным храмом Сицилийской Божьей Матери и 3.5 столба у входа в заповедник. Большими они называются не из-за размеров, а из-за того, что здесь их было больше всего.

Пещерный храм Сицилийской иконы Божьей Матери в Больших Дивах

Автор: Админ

Большие Дивы

Автор: Админ

Автор: Админ

В 2.5 км к востоку от Больших Див расположены Малые Дивы - около 5 меловых столбов, в одном из которых размещается церковь Рождества Иоанна Предтечи. Есть в этих местах и ещё одна, Безымянная Дива в балке Голой.

Малые Дивы

Автор: Админ

Как появились меловые столбы? Если теория вас не интересуют, то смело пропускайте 5 следующих абзацев. Итак, когда-то здесь не было ни склонов, ни реки Тихой сосны, ни Дона, ни этих меловых столбов. На суше, находящейся в постоянном движении в вертикальном и горизонтальном направлениях, происходило мощное складкообразование. При горизонтальном движении возникли горы и вулканы, застывшая лава которых на глубине около 200 метров в Дивногорье преобразовалась в гранит с примесью базальта.

Чуть южнее от заповедника находится Шкурлатовское месторождение, где глубина залегания гранита всего 50 метров. Из разницы залегания кристаллической породы образовалась горка, сверху перекрытая осадочными породами. В геологии это называется антеклиза. Вся Воронежская и части соседних областей расположены на этой самой Воронежской антеклизе. Для наглядности нашла в сети схему:

Автор: Админ

Осадочные породы появились здесь после того, как суша сменилась морем. Причем происходило это четыре раза. 410 млн. лет назад (девонский период) первое море оставило на кристаллическом фундаменте отложение песчаников и известняков. Второй раз море заходило сюда 350 млн. лет назад (каменноугольный период) и оставило после себя пески и глину. Те самые каменноугольные пески видны на берегах Дона, когда поднимаешься на самый верх холмов в Дивногорье.

И в третий раз 137 млн. лет назад (в меловой период) разлилось в Дивногорье море, на поверхности которого уже существовала пленка из планктона. Именно планктон и стал основой дивногорского мела, на 60% состоящего из известковых частей отмерших микроскопических организмов. Известковый ил со временем усыхал, уплотнялся и превращался в мел, мощность залегания которого в Дивногорье составляет более 100 метров. Четвертое море по геологическим меркам оставалось здесь недолго - от 65 до 26 млн. лет назад (в палеогеновый период) и оставило после себя слой глин.

А затем 330 тыс. лет назад сюда дошёл ледник. Лед по мощности был везде разным. На плоских участках суши, где льда оказалось больше и создаваемое им давление сильнее, мел уплотнился. Там, где льда было меньше, либо не было вовсе, мел оставался рыхлым. Со временем из-за разрушения талыми и дождевыми водами, колебаниями температур, участки рыхлого мела преобразовались в осыпные склоны. Постепенно из осыпающихся склонов стали выходить спрессованные, уплотненные ледником меловые столбы - Дивы. Причем, т.к. мел прессовался точечно, только на плоских участках, все дивы примерно на одной и той же высоте.

Но подойдем к главной рукотворной достопримечательности Больших Див - к пещерному храму Сицилийской Божьей Матери.

Автор: Админ

В 1652 году черниговский полковник Иван Дзика или, как он себя записал в бумагах, Дзиковский пришел к устью реки Острогож вместе с 2 тысячами казаков и 10 киевскими монахами во главе с настоятелем отцом Гурием. Как полагают историки, они и заложили пещерный храм Успения Божьей матери в Больших Дивах и пещерный храм Иоанна Предтечи в Малых Дивах.

Наряду с исторической версией, существует легенда о греческих монахах Иосафе и Ксенофонте, которые, оказавшись в этих местах, остановились отдохнуть на берегу Тихой Сосны, но вскоре заметили пропажу иконы, с которой они шли. Поиски закончились у меловой Дивы, и, сочтя это знаком свыше, монахи освятили пещеру, куда и поместили икону. Но из-за набегов степняков монахи ушли в более защищенные Малые Дивы, где и основали пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи. По преданию прах монахов покоится справа от входа в храм под завалом меловых плит, образовавшимся при разрушении Див во время строительства железной дороги.

Как бы то ни было, но первые письменные упоминания о пещерных храмах в Дивах относятся к 1652 году. Косвенное подтверждение тому - отсутствие упоминаний о храмах в записях монаха Пимена. В 1389 году, проплывая по Дону мимо Див, Пимен записал: "Приплыхом к Тихой Сосне - видехом столпы белы; дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы ж и светлы зело, над рекою, над Сосною". Если описав леса, в которых водятся косули, и реки, где живут лебеди, монах ни словом не обмолвился о храмах, то, вероятно, либо их не было, либо они были не христианские.

Храмы в Больших и Малых Дивах действовали до 1917 года. С 1924 года на территории Свято-Успенского мужского монастыря действовал дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны в храме размещался венгерский госпиталь, а после войны - противотуберкулезный санаторий.

Стены пещерного храма в Больших Дивах облюбовали для тренировок альпинисты, уродовавшие меловую поверхность вбитыми кольями и протянутыми тросами. В 1980-х годах двое молодых людей решили подрубить меловой выступ, расположенный справа от входа в храм. Закончилось тем, что на них обрушилась передняя фасадная часть. Храм был обезображен, один и парней погиб. Впоследствии внешняя стена храма была восстановлена из тех самых обрушившихся меловых блоков.

Автор: Админ

Не обрушившийся козырек укрепили металлической рельсой, а сам храм был прошит более чем тремястами анкерами. Окончательно храм был отреставрирован и открыт 28 августа 1991 года, на праздник Успения Богородицы

Мы попали в храм не как порядочные прихожане, а через небольшую боковую дверь, ведущую на второй этаж, и сразу оказались на монастырской кухне - небольшой комнате с окном. Второй этаж с отдельным входом был построен только в XIX веке и полностью приспособлен для хозяйственных целей. Сюда заносили дрова и продукты, не мешая молившимся на первом этаже.

Автор: Админ

Через окно на кухню проникает тепло с улицы, отчего в каменной комнате не так холодно. Когда-то здесь была печка-каменка. Монахи, приходившие из Успенского монастыря, проводили многочасовую службу натощак. Пока шла служба, другие монахи готовили и накрывали столы в трапезной.

На стене и потолке кухни до сих пор виден след от перегородки, разделявшей кухню на теплую часть с печкой и холодную с окном.

Автор: Админ

Из кухни по небольшому коридору проходим в трапезную, вмещавшую деревянный стол и 2 скамьи. На противоположной стороне от трапезной - маленькая темная комната. Это келья, где на стенах справа и слева вырублены ниши и 2 деревянных настила, на которых спали монахи.

Автор: Админ

Сохранились фотографии начала XX века. По ним видно, что к этому времени монахи переселились со второго этажа храма в расположенную рядом деревянную избушку. Помещения кухни, трапезной и кельи стали использоваться под склад.

Темный коридор заканчивается каменной лестницей, ведущей на первый этаж.

Автор: Админ

Спускаясь по стертым от времени меловым ступеням, из полумрака второго этажа попадаем в чуть более светлую обходную галерею - невысокий меловой проем шириной около 2 метров и длиной 90 метров, проходящий по периметру первого этажа пещерного храма. Здесь надо быть осторожнее: перед входом в галерею строители храма вырубили потолок чуть ниже, чем в самой галерее. Сделано это для тех, кто, входя, забывал перекреститься и поклониться. Тогда потолок, встретившись со лбом, напоминал о ритуале.

Автор: Админ

По поводу предназначения галереи существует множество версий, но доподлинно известно лишь одно - с конца XIX века она использовалась для крестного хода.

Вдоль всей галереи расположены ниши - аркосоли с полочками - стасидиями, на которых теоретически должны размещаться останки монахов. Здесь никаких останков найдено не было, и нет подтвержденных источников, что они когда-либо здесь находились.

Галерея проходит через часовню домового храма. В одной из стен часовни видно углубление - киот под икону. Чуть дальше расположена еще одна часовня, на потолке которой виден крест.

В какой-то момент с некоторым удивлением замечаем, что обустройство и крестных ход галереи идет по часовой стрелке, из чего можно предположить, что к этому храму приложили руку старообрядцы: до патриарха Никона крестный ход вокруг храма проходили посолонь, то есть по солнцу или по часовой стрелке.

Автор: Админ

Выйдя из галереи, останавливаемся перед списком Иконы Сицилийской Божьей матери, датируемой XIX веком. Подлинная икона утеряна, никто не знает где и когда она пропала. До революции в храме был небольшой иконостас, сейчас - только эта икона. Из-за низкой температуры (8-12С) и высокой влажности (выше 68%) икона герметично закрыта стеклом. По этим же причинам храм никогда не расписывали фресками.

Автор: Админ

Список иконы, выполненный на листе дюраля, передали в Дивногорский музей местные жители. По всей вероятности, он создан после эпидемии холеры в 1831 года, когда икону Сицилийской Божьей Матери стали считать чудотворной и массово делали с неё списки. Многочисленные исцеления от чудотворного образа послужили тому, что Сицилийскую икону в народе стали называть "Исцелийской".

Почему икона Сицилийская и как она оказалась в Дивногорье? Кроме официально церковной версии, описанной выше, существует официально историческая. Как известно, Сицилия не всегда была католической. Столетиями часть земель принадлежала православному государству Византии. Нередко византийские цари просили помощи у русских князей. Так и случилось в XI веке, когда на Сицилию напали арабы из Северной Африки. Русская дружина вступила в войну, которая продолжалась около 30 лет, и которую Византия проиграла. Отступая, войска спасали православные святыни от уничтожения. Среди них и оказалась икона Сицилийской Божьей Матери с которой русская дружина вернулась домой.

Автор: Админ

Примечательно, что изображенные на иконе Серафимы двукрылые, а не шестикрылые, как это принято в русской иконописи. По византийской традиции и серафимы, и херувимы изображались двукрылыми.

В храме, вблизи алтарной части, находится небольшое зарешеченное помещение. В глубине комнаты, в темноте видна ярко-красная лампочка сейсмодатчика. Дело в том, что на территории Дивногорья находится несколько тектонических разломов. И об этом мы еще вспомним, когда поднимемся на холм.

Автор: Админ

Сидя на красивом холме, видим реки Тихая Сосна и Дон. К вечеру летняя жара спала, и воздух напитался ароматами степного разнотравьем. Хотя бы ради этого вечернего воздуха стоит сюда приехать.

Автор: Админ

Автор: Админ

Автор: Админ

Автор: Админ

Извивающаяся змейкой Тихая Сосна впадает в Дон чуть дальше, в районе Малых Див. Во времена скифов и сарматов Дон был полноводным, за что реку назвали коротко и ясно Дан - "вода". По карте видно, что в основном Дон течет с севера на юг. Здесь, в районе тектонического разлома, река течет по-другому - с запада на восток. Дон - это граница между Среднерусской возвышенностью (холмы по правому берегу) и Окско-Донской низменностью.

Лужайка внизу - это сросшиеся поймы Дона и Тихой Сосны. Ежегодно из-за весеннего разлива рек луг полностью оказывается затопленным, а в некоторые года большая вода доходит до лесополосы, граничащей с железной дорогой.

Автор: Админ

Пройдем по вершине холма в сторону земляных валов. Это все, что осталось от Маяцкого городища - крупного поселения салтово-маяцких племен IX-XI века. Когда-то здесь стояла белокаменная крепость, фундамент которой был обнаружен при раскопках. Все что нашли археологи, вновь отдали земле, а точнее законсервировали.

Автор: Админ

Первые следы человека в Дивногорье относятся к каменному веку. Археологи нашли здесь простейшие орудия труда из кремния, обгоревшие кости животных, которыми питался человек, и осколки керамики. В бронзовом веке здесь проживала так называемая культура срубников: они хоронили умерших в землянках, стены которых были обнесены бревенчатыми срубами.

Около 2 тысяч лет назад по этим землям проходили племена скифов и сарматов. После себя они оставили множество курганов, один из которых виден с вершины холма.

В IX-X веках здесь проходила северо-западная граница Хазарского каганата - раннефеодального тюркского государства. Но в основном здесь проживали не хазары, а аланы и булгары. Через Дон, находящийся под властью Хазарского каганата, торговцы переправляли товар, за что платили пошлину и получали охрану.

Автор: Админ

Ошибочно думать, что жители Хазарского каганаты были иудеями. Хазары - это тюрки, и иудаизм исповедовали только царь (каган) и его ближайшее окружение. Остальное население могло придерживаться любой религии. Купцы, в основном торговавшие с Византией, были христианами-несторианами. Аланы и булгары исповедовали тенгрианство. Подтверждение тому изображение на найденных при раскопках городища вещах солнца - символа Тенгри-хана, бога солнца, неба, огня.

От городища тропинка ведет к Дивногорскому меловому каньону. Когда-то здесь располагался хутор гончаров. Гончары работали с огнем, поэтому жители селища причисляли их к шаманам, проводникам Тенгри.

Автор: Админ

Автор: Админ

Дивногорский каньон глубиной 30 метров представляет собой причудливый меловой овраг, обрывы которого изрезаны меловыми языками. Здесь стоит задержаться, посидеть на краю обрыва, понаблюдать за юркими птицами, прорывшие норы в толще мела.

Автор: Админ

Во время раскопок в овраге археологи нашли массовое захоронение диких лощадей и стоянку первобытного человека. Одни ученые считают, что захоронение – это либо результат большой охоты человека, либо останки ритуальных жертв, накопившиеся за долгое время: обычно тенгриане приносили в жертву одну лошадь в год. Другие специалисты склоняются к теории несчастного случая - табун лошадей погиб под внезапно обвалившейся меловой глыбой.

В стороне от оврага силами работников заповедника построен археологический парк «От кочевий к городам», где можно посмотреть на реконструкции гончарной мастерской и дома кочевников. Булгары, как и все кочевники, сначала жили в юртах, но с переходом к оседлости, стали строить «полу-юрты»: выстраивали по кругу бревна, пропускали между ними плетень, сверху накрывали тростником. Позже они переняли у донских славян строительство более подходящих местному климату полуземлянок.

После ухода аланов эти просторы стали диким полем - целинными, не распахиваемыми землями, по которым проходили сначала печенеги, затем половцы, а в XIV веке - монголо-татары, совершавшие набеги на южно-русские рубежи по своим степным дорогам "сакмам".

Одна из них - "кальмиусская сакма", проходившая по реке Кальмиус, впадающей в Черное море, вела в соседнюю Белгородскую область. По ней за год могли уводить 40-50 тысяч человек, что по тем временам наносило сильный удар по демографии государства. Для защиты южных рубежей в XV-XVI веках здесь начали создавать белгородскую оборонительную засечную черту - земляной вал длиной 800 км, высотой 4-6 м, с деревянными надолбами и частоколом, через которые не могли перескакивать лошади кочевников.

Вдоль засечной черты появились первые города. Коротояк и Острогожск, заселялись русскими и пришедшими с запада украинцами. В результате здесь возник очаг смешанных культур - Слобожанщина. Со стороны России к Слобожанщине относится Воронежская, Белгородская и южная часть Курской областей, со стороны Украины - северная часть Донецкой, Луганской, вся Харьковская и северо-восточная часть Сумской области.

Чтобы напомнить об этом, на территории заповедника построили этнографическую экспозицию "Дивногорское подворье" - стилизованную усадьбу украинских переселенцев, которая в дни театральных фестивалей превращается в сцену, а соседние склоны - в зрительный зал.

Автор: Админ

Но нам пора идти дальше, надо успеть до вечера побывать в Малых Дивах, к которым ведет грунтовка, расположенная параллельно железной дороге. Незаметно хрустящие под ногами белесые меловые почвы сменяются жирным черноземом.

Автор: Админ

Автор: Админ

Автор: Админ

По дороге вспоминаем, что между храмами в Больших и Малых Дивах расположены еще две небольших пещеры-кельи - "Каземат" и "Ухо". В том же направлении, в сторону Лисок на станции "154 км" на горе Шатрище до 1917 года сохранялся большой меловой останец, рядом с которым был устроен Шатрищегорский Преображенский мужской монастырь и его скит. Туда мы заглянем в следующий раз.

Автор: Админ

В месте, где грунтовая дорога пересекается с асфальтом, видна металлическая лестница, ведущая резко вниз, к пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи и Дивногорскому Свято-Успенскому мужскому монастырю.

Автор: Админ

Автор: Админ

В пещерный храм можно попасть только с организованной группой. Мы и еще четыре неорганизованных путешественника с Украины прибились к группе паломников и гуськом проследовали за монастырским гидом, оплатив билет по 100 р. с человека.

Как и в храме в Больших Дивах, стены в церкви Иоанна Предтечи за годы запустения старательно уродовались надписями.

Автор: Админ

Храм продолжают восстанавливать с конца 90-х: укрепляют стены, замазывают надписи и штукатурят поверхности. Сразу обращаем внимание на храмовый свод - он сложен в виде сицилийского креста. От того, что в катакомбах не имели возможности ставить кресты на поверхности, их вырезали на сводах.

Автор: Админ

Автор: Админ

Официальной датой основания Свято-Успенского монастыря принято считать 1653 год. Хотя есть все основания полагать, что пещерный храм гораздо старше. Как и в Больших Дивах, здесь вырублена обходная галерея высотой около 2 метров, начинающаяся из южной стены в притворе и ведущая к середине северного нефа. Но есть особенность - крестных ход состоит не только из прямых отрезков, которые при поворотах незначительно углублены в толщу мела. За алтарной частью в полной темноте мы поднялись, а затем спустились по каменным ступеням, ведущим на "Голгофу".

По галерее прошли и через сохранившуюся церковь VIII века, основанную христианами-несторианам. На несторианство указывает алтарь, развернутый на юг, и купол в виде звезды. Здесь мы ненадолго задержались, чтобы оценить резонанс купола: голоса с низкой, мужской частотой становятся более объемными, а звучание женского голоса абсолютно не меняются. Конечно, если дама не говорит басом.

Вплоть до революции 1917 года в катакомбах оставалась монастырская костница. В 1924 году, когда храм отдали под дом отдыха героев революции, костницу из склепов вместе с монастырской библиотекой утопили в Дону. По свидетельству местных жителей, та же участь постигла и часть монастырской братии. Сохранилась только молитва, вырезанная на меловой стене в 1810 году: "Церковь Божию Мою не одолеют врата адовы".

Автор: Админ

Гид рассказал и об искусственном озере, устроенном на нижнем уровне пещер. Питьевая озерная вода идет на нужды монастыря, поэтому проход туда закрыт. Не без иронии он заметил, что мера это вынужденная, т.к. монахи опасаются больных страшной болезнью ПГМ ("православие головного мозга"), которые лезут туда купаться.

После выхода из пещерного храма, кажется, что и солнце ярче, и воздух вкуснее. По тропинке поднялись на вершину холма. Внизу леса, луга и Дон.

Автор: Админ

Спустились к полуразрушенной колокольне, вырубленной в меловой скале.

Автор: Админ

Разглядывая исписанные стены колокольни, рассеиваются последние сомнения о том, что люди во все времена одинаковые. Одинаковые. И будь ты отдыхающий советского периода, или путешественник, пользующийся дореформенной орфографией, нет никакой разницы, если рука поднялась оставить автограф на том, что создавалось на века.

Автор: Админ

Чуть не забыла о лирических отступлениях. Советую приехать в Дивногорье вечером, чтобы обойти Большие Дивы на закате, когда здесь больше летающих жуков-оленей, чем людей. Переночевать можно в гостинице, похожей на студенческое общежитие с икеевской мебелью и чистой кухней. Тогда на следующий день вы успеете обойти не только Большие и Малые Дивы, но и искупаться в реке.

Автор: Админ

Все фотографии альбома "Лето в Дивногорье"

Тэги: Дивногорье, монастырь, пещерные храмы, Воронежская область, останцы

2015-09-18


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено