X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Балахна
Кижи - деревянные церкви Руси
Петрозаводск

Меню

Палех


Автор: Админ

Село на Паленой горе

Дорожные указатели, встречающиеся на пути в Палех, не оставляют сомнений - в древности населяли здешние места фино-угорские племена. Пурех, Ландех, Люлех, Палех - топонимы, представляющие фино-угорскую языковую культуру. Подтверждают это и археологические раскопки: фино-угорские артефакты уводят историков в VIII век. Но, как водится, есть и "легендарная" версия происхождения села Палех.

Поселились здесь люди после большого пожара, который, как говорится в одном из преданий, вспыхнул в лесу на горе от удара молнии; другая легенда гласит, что выжгли в глухой чаще себе место обитания люди сами, спасаясь от татарских полчищ. Как бы то ни было, гору назвали Паленой, село - Палехом.

История села вполне обычная - не случалось здесь событий особенных, которые стали бы заметной вехой в истории государства. Но местный промысел - палехская лаковая миниатюра, родившаяся из палехской иконописной школы, прославил село во всемирном масштабе.

Иконопись и храмы Палеха

Иконописный промысел начал развиваться в Палехе с XVII века. Точной даты историки искусства не называют, но стиль относят к традициям древнесуздальской школы. Один их самых ранних сохранившихся до наших дней образцов - икона "Всех скорбящих радости" начала XVIII. Вершиной иконописания считается "Акафист Спасителю" середины XVIII века, созданный мастерами Палеха. Обе иконы представлены в Государственном музее палехского искусства.

Автор: Админ

Палехская иконопись отличается особой утонченностью и изяществом. Один из характерных ее признаков - сложная многоклеймовая композиция. Более поздние иконы (XVIII-XIX веков) узнаваемы по сложному орнаменту, нежной цветовой гамме и обильному золочению. Иконы писали в Палехе до 1917 года. Потом иконописная школа трансформировалась в декоративно-прикладной промысел. Палехская лаковая миниатюра получила признание во всем мире. В начале 90-х годов XX века русская религиозная живопись в Палехе стала возрождаться.

Палехские мастера в XIX веке расписывали не только доски. Первый опыт монументальной живописи - роспись сельского Крестовоздвиженского храма. Эту работу вместе с московскими художниками братьями Сапожниковыми выполняли палехские мастера Ананий Беляев и Степан Вечерин (следует заметить, что достоверных данных об авторах росписи не существует).

Церковь Воздвиженья была построена в Палехе в 1762-1774 гг. Здание церкви - яркий образец редкого для здешних мест стиля нарышкинского барокко. Роспись внутренних стен выполнена в период между 1807 и 1812 годами. На протяжении последующих двух столетий фрески неоднократно реставрировались, некоторые фрагменты росписи были уничтожены, затем восстановлены. Причем реставрация и восстановление проводились и в XIX веке, и в середине XX. Важно, что церковь и ее внутреннее убранство сохранились до наших дней, невзирая на все угрозы, которые возникали в истории российской храмовой архитектуры. Помимо фресок, особенность храма - богатая пластичная резьба по дереву, украшающая многие элементы внутреннего убранства храма.

Автор: Админ

В Палехе сохранилась еще один станинный храм, построенный так же в конце XVIII века - церковь Ильи Пророка на территории сельского кладбища. Когда-то ее стены так же покрывали живописные фрески, но в свое время они были забелены. Особенность палехских храмовых фресок в том, что они не покрывают стены сплошным живописным ковром. Все сюжеты прописаны в отдельных композициях, обрамленных орнаментальной рамой. В 1880-1882 году палехские мастера братья Иван и Василий Белоусовы участвовали в росписи Грановитой палаты Московского кремля, за что были удостоены золотой медали.

Палехская лаковая миниатюра

Автор: Админ

Рассказывать об этом искусстве трудно - это чудо нужно разглядывать, причём в деталях, каждый завиток, при разном освещении, в разных ракурсах. Палехская лаковая миниатюра - редкий пример того, как промысел превзошел основу - иконописную школу.

В 1924 году в Палехе была организована Артель древней живописи, а уже в 1925 голу работы мастеров трудовой артели получили высшие награды на Парижской выставке. Композиции, которыми украшали шкатулки, портсигары, декоративные тарелки, ларчики и прочие, как теперь принято говорить, аксессуары, очень разнообразна: жанровые сцены, иллюстрации литературных произведений русских и иностранных авторов, исторические и сказочные сюжеты, сцены из песен и былин.

Автор: Админ

Самый узнаваемый сюжет - русская тройка. Автор композиции, которая потом неоднократно повторялась разными мастерами в разное время, Иван Голиков задал главный мотив композиции - стремительно летящие кони, изящные и легкие, напоминающие жар-птицу.

Много палехских сюжетов связано с А.С. Пушкиным, особенно с его сказками. Черпали вдохновение на создание миниатюр палехские мастера в советских авторов - в произведениях А.М. Горького и сказочника П.П. Бажова.

Палехское искусство жило и продолжает жить благодаря профессиональной подготовке мастеров, которая ведется с 1930-х годов в Палехском художественном училище. Здесь обучают технике и композиции миниатюры, стенной росписи, готовят мастеров-реставраторов, в 1991 года введен курс иконописания. Работы ранних и современных художников широко представлены в экспозициях Государственного музея палехского искусства и в мемориальных музеях основателей школы палехской лаковой миниатюры.

Память о мастерах

Палех можно с уверенностью называть селом-музеем. Государственный музей палехского искусства, имеющий федеральный статус, помимо основной экспозиции, отражающей историю развития промысла, хранит память о четырех выдающихся мастерах и деятелях искусства, чей вклад в развитие палехской живописной школы особенно значим.

Автор: Админ

В Палехе работают филиалы ГМПИ: дом - музей И.И.Голикова, одного из основателей "Артели древней живописи", мемориальный дом - музей народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР П.Д.Корина, мемориальный дом - мастерская заслуженного деятеля искусств РСФСР, скульптора Н.В.Дыдыкина, мемориальный дом - музей народного художника СССР, лауреата Государственной премии РСФСР Н.М.Зиновьева (в деревне Дягилево под Палехом).

Музей Ивана Ивановича Голикова - первый из мемориальных музеев, открытый в Палехе. До революции Голиков ни чем не выделялся среди мастеров-иконописцев. Роспись была для него обычным ремеслом, нежели искусством. После 1917 года в его жизни был период "поденщины" - театральные декорации, афиши, плакаты - что только не приходилось рисовать. Но однажды в Кустарном музее в Москве (теперь это музей декоративно-прикладного искусства) Голиков увидел изделия из папье-маше. С этим сырьем и вернулся в Палех, где организовал в 1924 году Артель древней живописи.

Помимо лаковой миниатюры Иван Иванович пробовал себя и в искусстве книжной графики. Его иллюстрации к академическому изданию "Слова о полку Игореве", выпуском которого занимался А.М. Горький - выдающейся труд, близкий к искусству созданий древних лицевых рукописных книг.

Автор: Админ

Посетить музей Голикова важно не только потому, что здесь представлены многие работы автора, труды его учеников и последователей. В доме-музее сохранилась подлинная обстановка - все как при жизни художника. В экспозиции демонстрируются материалы, инструменты, сырье, фотографии, зафиксировавшие автора за работой, его гостей и соратников.


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено