Балахна
Стоит Балахна, полы распахня…
Поговорка, обыгрывающая необычное название города, связана со неорганизованностью городской охраны выездов и въездов, характерной для начала формирования поселения под Нижним Новгородом. Слово «балахна» означало одежду, которую носят «настежь», нараспашку. По другой версии, в балахонах ходили первые рабочие на солеварнях, благодаря которым и появился сам город. Поскольку же основателями солеварен были ссыльные новгородцы – «волохонцы» (с берегов Волхова), покоренные в 1478 году Иваном III, то существует мнение, что название города восходит к имени великой реки.
Соль-на-Городце
Так называли Балахну в самом начале, в XV веке. После разорения казанским ханом в 1536 году Елена Глинская приказала выстроить там деревянную крепость. В XVI веке город стал крупнейшим центром соляной промышленности: местными солеварнями владели сам царь московский, Троице-Сергиев и Покровский монастыри, бояре Воротынские. Миллион пудов соли в год производили в Балахне – и развозили в судах по всей России. Однако к концу XVIII столетия более дешевая Пермская и Эльтонская соль вытеснили балахнинскую с российских рынков – и соляной промысел угас.
Суда, изразцы и бумага
Однако Балахна не унывала – как раз к этому времени в ней появилась знаменитая судоверфь, на которой создавали суда для Азовского похода 1695 года, для Голштинского посольства, для Балтийского флота – более 60 судов ежегодно. Балахнинские корабли славились красотой и прочностью, их украшали богатой резьбой. Галера «Тверь», на которой в 1767 году путешествовала по Волге Екатерина II, была срублена на балахнинской судоверфи. Другой известный промысел Балахны – цветные глазурованные изразцы и кирпич. Из балахнинского кирпича построены все храмы Нижнего Новгорода, а великолепные изразцы украшают храм Василия Блаженного и Грановитую палату в Москве. В послереволюционном XX веке в Балахне выстроен бумажный комбинат, производивший бумагу для всех центральных газет страны.
А еще – кружево…
Балахнинское кружево восхитительно! Оно имело особую стать, плелось на «балахонский манер», в основе которого лежала многопарная техника плетения, использовавшая до 300 коклюшек. Неудивительно, что балахнинское кружево не уступало бельгийскому из Брабанта по качеству и разнообразию узоров. Своеобразие «балахонского манера» заключалось в контрасте легких тюлевых решеток и густых, богатых рисунков , самым знаменитым из которых стала «балахонская роза». По преданию, блонды с алыми розами на белом шелке заказала мастерицам сама Екатерина II. Повсеместно славились балахнинские «виноградные» шелковые косынки – с орнаментом из гроздьев винограда, которые соперничали с брабантскими в Париже и Вене, Лондоне и Нью-Йорке. Попытки возродить прославленный промысел в Балахне предпринимаются и поныне, однако настоящие шедевры кружевоплетения можно увидеть только в местном краеведческом музее, демонстрирующем великолепную коллекцию старинных изделий (более 500 образцов).
Козьма Минин – наш человек!
Балахна оспаривает у Нижнего Новгорода право называться родиной Козьмы Минина. И действительно, он был сыном балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова, и переехал в Нижний, женившись на посадской девушке Татьяне Семеновой. Врожденная дипломатичность и умение добиваться согласия противостоящих социальных классов сделали его незаменимым организатором народного ополчения 1611-1612 годов и первым помощником князя Д.М. Пожарского. Провозглашенный думным дворянином, К. Минин владел поместьем в Нижегородской губернии, и вначале был там похоронен. Лишь позже его прах был перенесен в Москву, и покоится сейчас в Михайло-Архангельском соборе Кремля. В Балахне установлен памятник Козьме Минину.
Посмотрим на церкви
В Балахне есть несколько заметных образцов церковной архитектуры, среди которых выделяется Рождественская церковь 1675 года, в которой сохранились иконостасы XVIII века, украшенные резьбой в стиле барокко. Никольская церковь, возведенная в честь покорения Казани, отличается красивой шатровой архитектурой. Спасская церковь, построенная солепромышленником Г. Добрыниным, была богато декорирована знаменитыми балахнинскими изразцами. Стоит взглянуть и на прекрасный образчик русской архитектуры XVII века – Покровскую церковь, на колоритную кирпичную церковь Троицы XVIII века, и особенно на Сретенскую церковь в Кубинцеве, с усложненным пятиглавием, напоминающим изощренные барочные формы.