Печоры
Богом зданные пещеры
Топоним «Печоры» происходит от древнерусского «печеры», то есть «пещеры». Согласно летописи Псково-Печерского монастыря, пещерная Успенская церковь была освящена в 1473 году, а выкопал ее священник Иоанн, в иночестве Иона. Прослышав о «Богом зданных пещерах», Иоанн с женой и детьми поселился в них и занялся устройством церкви.
Его жена умерла, став первой постриженицей монастыря под именем Васса, еще до окончания работ. Гроб преподобной Вассы находится в нише, при входе в пещеры. В небольшой подземной часовне – гробницы преподобных Ионы, Марка и Лазаря.
Святые пещеры состоят из семи подземных «улиц», где захоронено около 10 тыс. человек. Плиты с надписями, укрепленные на стенах пещер, могут многое поведать о древней истории. Любой желающий может пройти в пещеры, чтобы помолиться и ощутить глубинную родовую связь с русской стариной.
Божественная защита
Главная святыня Псково-Печерской обители – икона Успения Божией Матери. Молитвы, обращенные к ней, спасли монастырь в самые гибельные для русского православия времена: по условиям Тартуского мирного договора Печоры остались на территории Эстонии, и благодаря этому монастырь не был закрыт и разграблен.
Игумен Павел (Горшков), возглавлявший монастырь в годы Великой Отечественной, сумел сохранить братию и святыни, да еще и оказывать помощь русским партизанам и военнопленным. После возвращения Печор Советскому Союзу игумен Павел был арестован и осужден; реабилитировать его удалось только спустя 52 года.
Игумены и старцы
В XVI веке настоятелем монастыря был Корнилий, построивший каменную крепость вокруг обители, поскольку ей угрожали ливонские рыцари. Мощные стены выдержали осаду Стефана Батория (1581-1582), Яна Ходкевича (1611) и Густава II Адольфа (1616), а также осаду шведов во время Северной войны (1701 и 1703).
Праведные труды Корнилия не были оценены государем Иваном IV: увидав неожиданно выросшую крепость, Грозный царь заподозрил измену и собственноручно ссек настоятелю голову. Мощи преподобномученика Корнилия хранятся в соборной Успенской церкви.
Веками не прерывались традиции старчества в Псково-Печерской обители. Известнейшим старцем является архимандрит Иоанн (Крестьянкин), недавно почивший. Его книги, беседы и письма поддерживали многих во времена официальной бездуховности.
Реставрация и расцвет
С именем архимандрита Алипия – воина, художника, игумена и удивительного человека – связана масштабная реставрация монастырских стен, корпусов и храмов, проведенная в 1959-1975 гг. Алипий привлек лучших специалистов, и восстановление обители признано одним из самых удачных и тактичных образцов реставрации исторических памятников в России. Возрожденный монастырь сияет великолепием красочного убранства, и сердце наполняется радостью и надеждой при виде панорамы ярких главок и величавых башен гостеприимной обители. На круче за Никольской башней открывается один из лучших видов на монастырь, на его «пещерную» и «крепостную» части.
Интересно поучаствовать в праздничном богослужении, которое происходит перед входом в тесный Успенский храм: фасадная стена, приставленная к пещерной церкви, выполняет роль иконостаса. Дорога, ведущая от Святых ворот к Никольской церкви, называется «Кровавым путем»: по преданию, Иван Грозный принес сюда тело убиенного им Корнилия, встречавшего царя у врат обители.
Никольской церковью, которую писал Рерих, хочется любоваться и любоваться, а ее стройная звонница восхищает невероятно. Говорят, колокола звонницы вместе с обозом и пленными монахам-партизанам пришлось отбить у Стефана Батория. История и современность попечением игумена Алипия слились воедино: посещение Псково-Печерского монастыря непременно оставит неизгладимый след в душе.