Павловск
Фотографии с Нюрнбергского процесса
Сделанные после оккупации, в 1944 году, фотографии разрушений в Павловском парке послужили обвинительным документом на суде против гитлеризма. Фашисты срубили более 70 тысяч деревьев, взорвали мосты и павильоны, сожгли дворец – жемчужину русского классицизма. Один из прекраснейших пейзажных парков мира был почти уничтожен, однако к 1970 году его удалось полностью восстановить, тем более что вещи из дворцовых интерьеров были вывезены или спрятаны.
Теперь у нас есть возможность оценить гармоническое единство дворца, павильонов и естественной природы, которого удалось достигнуть архитекторам в последней летней царской резиденции, созданной Романовыми – пожалуй, самой изящной и утонченной из всех.
Муза Павловска
В 1777 году Екатерина II подарила своему сыну земли по берегам реки Славянки, и он сразу же выстроил игрушечную крепость, назвав ее Мариенталь – «долина Марии», в честь своей жены Марии Федоровны (ныне это замок «Бип»). Она стала вдохновительницей художников и архитекторов Павловска: буквально все в дворцово-парковом ансамбле несет отпечаток ее художественного вкуса.
Особенность Павловска заключается в тщательной продуманности стиля: каждая деталь дворцового интерьера соотнесена с парковым декором. Например, Собственный сад, расположенный под окнами личных покоев Марии Федоровны, разбит по четкому геометрическому плану и словно продолжает линии террас и лестниц дворца, завершаясь стройным ионическим портиком Павильона трёх граций.
К концу жизни вдовствующая императрица большую часть времени проводила в Павловске; здесь она установила «Памятник родителям» - мемориал, посвященный памяти ее умерших родственников, а также Мавзолей супругу-благодетелю, стилизованный под древнегреческий храм и посвященный памяти Павла I.
Шедевр на шедевре!
Главным шедевром является, конечно, дворец – безупречная цельность архитектуры и внутреннего убранства, созданная несколькими прославленными архитекторами (Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин). Для осмотра открыты главные помещения дворца: Тронный зал, Зал войны и Зал мира, Греческий и Итальянский залы, Египетский вестибюль, Картинная галерея и Библиотека Павла.
Разбитый вокруг дворца пейзажный парк украшен множеством павильонов в классическом стиле. Особенно известен Розовый павильон, декор которого многообразно обыгрывает мотив розы; здесь собирался художественный салон императрицы, а в 1814 году здесь была устроена торжественная встреча Александра II, победившего Наполеона.
Нельзя обойти вниманием Колоннаду Аполлона: павильон обрушился в результате подмыва водами устроенного поблизости искусственного водопада – и приобрел благодаря этому настолько совершенные формы, что кажется, будто руинированное состояние было задумано изначально.
Классические павильоны (Храм Дружбы, Круглый зал) внезапно сменяются постройками в стиле романтической сельской идиллии – Пиль-башня с соломенной крышей и лестницей из березовых горбылей. Внутри посетителя ожидает роскошный салон для отдыха, где, под уютный плеск воды в мельничном колесе, любила уединяться Мария Федоровна.
Классика – и естественность
Во времена создания Павловского парка было модно чередовать строго регламентированные участки и «дикие» природные пейзажи. В этом смысле характерно противопоставление Старой и Новой Сильвии. Старая Сильвия организована по регулярному плану: двенадцать аллей разбегаются лучами от центральной площадки, и все украшено ровными рядами стриженой акации и множеством бронзовых статуй.
Новая Сильвия, напротив, представляет собой нетронутый густой лес, где планировка только подчеркивает естественную красоту природы, а на крутом берегу Славянки установлена единственная скульптура – мраморная колонна под названием «Конец света».
И так повсюду: парковые районы с каскадами, скульптурами и павильонами (Придворцовый) сменяются пейзажными районами (долина реки Славянки с извилистым руслом и живописными видами берегов). Но особенно интересен район Белая Берёза, организованный по новым принципам русского пейзажного парка, подчеркивающего красоту севернорусской природы. Ценителем деликатных тонкостей русской природы – и создателем Белой Березы – стал итальянец П. Гонзаго.
Заедем в Павловск!
В городе, который образовался близ царской резиденции, селилось много немцев, поэтому он знаменит лютеранскими храмами, среди которых стоит отметить деревянную церковь Марии Магдалины на кладбище, декорированную коринфскими пилястрами и полуциркульными окнами. Из православных храмов интересен собор Николая Чудотворца в неорусском стиле, а также деревянная часовня Живоначальной Троицы с иконой «Неопалимая купина».
Познакомиться с историей Павловска можно в краеведческом музее – камерная экспозиция демонстрирует быт, господствовавший во времена великой династии, и отлично гармонирует с такими помпезными памятниками Павловска, как Николаевские ворота на Царскосельской дороге.
И наконец, нельзя забыть про Павловскую магнитную и метеорологическую обсерваторию, основанную в 1878 году и занимавшую ведущее место на планете – на нее ориентировались первоклассные обсерватории Европы и всего мира. Еще и сегодня она интересна не только туристам.