X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Калязин - затонувС?РёР№ РіРѕСЂРѕРґ
Казань - третья столица
Татарский Касимов

Главная / Админ / Блог / Музей Вадима Сидура

Музей Вадима Сидура

Россия - Москва - Москва

Автор: Админ

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения крупнейшего советского художника и скульптора-нонконформиста Вадима Сидура. Он родился на Украине, работал в России, его скульптуры установили в Германии. В Москве создан единственный в стране музей, где выставлены работы мастера, которые резко контрастировали с канонами социалистического реализма

Вадим Сидур - советский скульптор-нонконформист, живописец, график, поэт, прозаик и философ. Пробыв на войне лишь несколько месяцев, он про себя говорил: "Мой жизненный опыт на 80% состоит из военного".

Автор: Админ

В 1944 году в селе Латовка в долине реки Ингулец, что под Кривым Рогом, шли ожесточенные бои. Здесь же оказался Вадим Сидур: "Пути войны, как известно, неисповедимы. И когда восемнадцатилетним младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода я дошел до своего родного города и своей улицы, то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала как новаторский памятник моему детству и юности… Потом я был убит на войне".

Я - цветок юный, советский

Убит был пулей немецкой.

"Вот и конец", - успел подумать.

Не вспомнил ни маму,

Ни папу.

Просто сполз

В жидкую грязь

На дно окопа.

И тихо умер.

Ему была дана вторая жизнь. Сидура спасли восемнадцатилетняя Саша Крюкова и ее мама. Из рассказа Александры Крюковой: "Страшно вспоминать, что тут было. В каждой хате раненые… Мама с солдатами принесла еще одного раненого. Вместо лица - сплошная рана, одно мясо. Говорить не мог. Я догадалась, дала ему бумагу, карандаш. Он написал - Дима Сидур. Приспособилась через трубочку кормить Диму. Чуть-чуть отошел, а тут новая напасть - начали гноиться раны. Боже, как он страдал, какие страшные боли терпел! Решили с мамой: надо везти Диму в госпиталь. Приехали в Кривой Рог, а там все разрушено, ни одной целой больницы. Пришлось везти в Днепропетровск - это от нас полторы сотни верст по разбитым дорогам в весеннюю распутицу… В январе 45-го пришло письмо от Димы. Боже, как я обрадовалась, что он жив!"

Потом было лечение в госпиталях для "челюстных". В 19 лет Вадим Сидур стал инвалидом II группы (ИОВом), кавалером орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степени и нескольких боевых медалей.

Он выжил, и внутренней основой, которая у каждого формируется в юности, стали эти месяцы войны: "Я остался жить, но это произошло не сразу. Довольно долго я раскачивался между жизнью и смертью. Голова моя с момента ранения все еще была постоянно опутана бинтами. Пуля немецкого снайпера попала мне в левую челюсть, чуть ниже глаза и виска, раздробив все, что только было возможно, потом прошла сквозь корень языка, почти отсекла его и разорвалась в углу нижней челюсти справа, образовав огромную дыру. Металлические осколки этой разрывной пули до сих пор сидят во мне…"

Рисовать и лепить Вадим Сидур любил с детства, но мечтал стать врачом. Год учебы в Душанбинском мединституте не был случайность. Однако быстро понял, что хоть сколько-то притупить чувство сострадания к чужой человеческой боли он не сможет никогда. В 21 год Сидур приезжает в Москву на очередную операцию и остается. Поступает на факультет монументальной скульптуры Строгановского училища.

"Операция на сердце", 1966 г.

Автор: Админ

Автор: Админ

"Виктор/Победитель", 1983 г.

Большинство его скульптур обнажены, беззащитны перед окружающим миром, перед бедой и болью.

Автор: Админ

После пережитого на фронте, бесконечной череды операций, человеческих страданий, увиденных в госпитале, шоком для него стала обычная мирная московская жизнь, где люди улыбаются, влюбляются, по улицам ходят красивые девушки, гуляют дети. "Восхищение чудом жизни", где любовь - величайший дар, который дан человеку, отразилось в скульптурах 50-60х годов. "Лично для меня, - писал художник, - формальное новаторство никогда не было главной целью. Но я всегда старался говорить на языке своего времени… Мне хочется, чтобы зритель узнавал не "мою манеру", а мой мир. В центре моей модели мира всегда стоял и стоит человек и наиважнейшие, на мой взгляд, проблемы его бытия. Мир без человека мне неинтересен".

"Сидящая", 1963 г.

Автор: Админ

"Мать и дитя", 1965 г.

Автор: Админ

"Связи. Нежность"

Автор: Админ

"Влюблённые" 1965 г.

Автор: Админ

Участие Сидура в молодежных выставках "новой волны" совпало с коротким периодом Хрущевской оттепели. Вместе с Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом он основывает группу "ЛеСС", которая получает выгодные заказы, в частности, скульптурное оформление Варшавского дворца науки и культуры. Его принимают в Союз художников, выделяют мастерскую. В 1961 году мастер чудом выжил после первого инфаркта. В 1962 году - разгром знаменитой выставки в Манеже, когда не осталось места для иллюзий, когда каждый художник должен был решить, в каком направлении идти дальше.

У Сидура был свой путь. Нарушив привычные в то время западные концепции о полной несвободе искусства в Союзе, Вадим Сидур свободно творил у себя в мастерской - в подвале на Комсомольском проспекте. Как писал его друг Карл Аймермахер: "Это был своеобразный негласный компромисс с властями: они его не трогают до тех пор, пока он от них ничего не требует".

Из письма Карлу Аймермахеру ("О деталях поговорим при свидании…", 17 августа 1977 г.): "Самая моя большая мечта, чтоб неизвестно, откуда сваливались бы на меня до конца моих дней деньги, достаточные для скромного существования непьющего, соблюдающего диету человека, а я бы, совершенно свободный от материальных забот, творил бы что душе угодно…. Но я не должен гневить Бога, т. к. в последние шестнадцать лет я поступал именно так (или почти так), как будто нет у меня забот о хлебе насущном. Но в этом "почти" вся загвоздка!"

Сидур не принимал участия в устраиваемых выставках нонконформистов, считая себя одиночкой, а из-за обвинений в формализме о персональных выставках не могло быть и речи. Не удивительно, что работы мастера не устанавливали на улицах городов СССР. В своей стране он был известен как иллюстратора книг и журналов. И лишь немногие видели его скульптурные работы. Выходом их творческого подполья были памятники известным учёным на Новодевичьем и Востряковском кладбищах (лауреата Нобелевской премии по физике И. Е. Тамма; учёного в области политической экономии капитализма и мировой экономики Е. С. Варги; физикохимика, создателя советской электрохимической научной школы А. Н. Фрумкина).

Благодаря инициативе и поддержки московских ученых при жизни скульптора установлены две большие бетонные композиции: "Структура № 1" - в 1976 году у здания института морфологии человека и "Структура № 2" -в 1980 году возле института геохимии и аналитической химии им. В. Вернадского (ул. Косыгина, 19).

"Структура № 1"

Автор: Админ

"Структура № 2"

Автор: Админ

Обе композиции сохранились, их можно увидеть и сегодня, но необходимость реставрации настолько очевидна, что фотографии бетонных скульптур в нынешнем состоянии выставлять не хочу.

В 1970-х годах Вадим Сидур создает одну из самых знаменитых своих работ - двуликий портрет Альберта Эйнштейна. С одной стороны это величавое лицо Эйнштейна-творца.

Автор: Админ

Обратная сторона портрета - то же лицо, но искаженное ужасом от осознания содеянного им: в августе 1939 года Эйнштейн вместе с коллегами пишет письмо Рузвельту по поводу необходимости активизации разработок, связанных с обеспечением США ураном и создания атомной бомбы. Фактически он дал старт атомному проекту.

Автор: Админ

Позже Эйнштейн написал: "Моё участие в создании ядерной бомбы состояло в одном-единственном поступке. Я подписал письмо президенту Рузвельту, в котором подчёркивал необходимость проведения в крупных масштабах экспериментов по изучению возможности создания ядерной бомбы. Я полностью отдавал себе отчёт в том, какую опасность для человечества означает успех этого мероприятия. Однако вероятность того, что над той же самой проблемой с надеждой на успех могла работать и нацистская Германия, заставила меня решиться на этот шаг. Я не имел другого выбора, хотя я всегда был убеждённым пацифистом".

В середине 80-х в мастерскую Сидура пришли физики из лаборатории Ферми, где последние годы работал Эйнштейн. Увидев портрет, они поразились, как можно таким современным пластическим языком передать полное жизнеподобие и удивительное портретное сходство. По просьбе американских ученых, Сидур сделал гипсовую копию портрета и подарил Академии наук СССР. Академия передала её американцам, они отлили скульптуру в бронзе и установили у себя. Подробнее об этом рассказывает сын Михаил Сидур

В музее выставлены и другие не менее замечательные портреты. Мне особенно запомнился портрет друга скульптора, нобелевского лауреата академика Виталия Лазаревича Гинзбурга. Здесь же висит совместная фотография Вадима Сидура, Гинзбурга и его портрета.

Автор: Админ

Автор: Админ

В одной из статей о Сидуре говорилось об отказе установить его работу в парке Победы в Москве с формулировкой: "Нам не нужны памятники, которые кричат". Но мастер по-другому не мог. Страшные впечатления войны, порождающей бесконечные бедствия и бесчисленные человеческие жертвы, не позволяли ему отмахнуться, не делиться с миром своими размышлениями о судьбах человечества, не предупреждать людей о возможных глобальных катастрофах. Потому-то в одних работах он демонстрировал красоту и хрупкость окружающего мира, в других, на контрасте, показывал то, к чему может привести насилие и бездушное отношение к природе.

"Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия. Пули, виселицы, бомбы, газовые камеры, концлагеря, пытки, смертная казнь - это перечисление невозможно продолжать, ибо оно бесконечно. Кажется: должно же это когда-то прекратиться! Но человечество, как бы лишенное разума, ничему не научается... Меня постоянно угнетало и угнетает физическое ощущение бремени ответственности перед теми, кто погиб вчера, погибает сегодня и неизбежно погибнет завтра… Осознавая себя художником, творцом, я в то же время чувствую себя орудием в руках некоей Высшей Силы, слепой, глухой и немой. Я - ее глаза, уши, язык. Только через меня она может общаться с миром и выражать себя".

"Взывающий", 1979 г.

Автор: Админ

Автор: Админ

Сидур - художник-пророк, чья миссия - достучаться до каждого, предупредить о грядущих глобальных катастрофах, войнах, природных катаклизмах. И для осуществления этой цели мастер использует любой доступный материал. В период застоя в своем подвале он создает гроб-арт - композиции из канализационных труб, деталей автомобильных моторов и прочих отходов "второй природы" - человеческой цивилизации. Эти скульптуры - предостережение живущим: бездушное отношение к миру приведет к торжеству гроб-арта. Об этом кричат воздевающие вверх металлические руки-обрубки "Железных пророков" и останки человеческих тел "После экспериментов".

Я — цветок осенний.

Расцветаю в равновесии страха,

Стеблем лёжа на плахе.

Скоро меня перерубят

Взорвут

Зарежут

Погубят

Боюсь людей, правящих нами,

Страшусь живущих рядом.

До мозга костей пропитан

Ужаса трупным ядом…

"Железные пророки"

Автор: Админ

"Лик", 1978 г.

Автор: Админ

"Пророк", 1969 г.

Автор: Админ

Старые ржавые железные лопаты

Собранные мной на свалках мусора

Напоминают большие осенние листья

Похожие на человеческие лица

Несчастные в своей ненужности

Автор: Админ

"После экспериментов" из цикла "Препараты", 1968 г.

Автор: Админ

Удивительным образом работы мастера получили известность за границей. Случилось это благодаря западногерманскому слависту Карлу Аймермахеру, который в 1970 году, интересуясь искусством, оказался в мастерской Сидура и навсегда стал его другом. "То, что я увидел, представляло русское искусство, о существовании которого я даже не подозревал и никак не ожидал увидеть", - вспоминал Аймермахер.

Считая творчество Сидура уникальным, подлинным, искусством не знающим политических и иных границ, Аймермахер содействовал установке памятников по эскизам мастера в городах Германии: "Памятник погибшим от насилия" в Касселе (1974 год), "Треблинка" в Кантштрассе в Западном Берлине (1979 год), "Памятник современному состоянию" в Констанце (1981 год), "Памятник погибшим от любви" в Оффенбург (1984 год).

"Памятник погибшим от насилия" в Касселе, 1974 г.

Автор: Админ

Из письма Вадима Сидура Карлу Аймермахеру, 2.09.1983 г.: "Говорю с полной ответственностью, что без тебя всего этого не было бы. Ты говоришь, что ты не "рычаг". Но я не могу с тобой согласиться. Ты рычаг, и я рычаг. Оба мы рычаги в руках той силы, которая вопреки всему, вопреки прошедшим и будущим войнам, вопреки политическим ухищрениям, идеологиям, корысти доказывает, что мир и люди едины".

В Германии при жизни Сидура было установлено 8 скульптур и 2 после 1986 года. В России, не считая надгробий и бетонных композиций, пока установлено только 2 памятника. Один из них "Памятник оставшимся без погребения" (1992 год) вы увидите по дороге в "Музей Сидура" (метро Перово, Новогиреевская ул., д.37, стр. 2).

"Скорбящие матери" ("Памятник оставшимся без погребения", 1992 г.)

Автор: Админ

И "Формула скорби", установленная в 1991 году в сквере Царского села в память о расстрелянных в Великую Отечественную войну евреях.

Автор: Админ

До конца своих дней Сидур продолжал "восхищаться чудом жизни". И, возможно, во многом благодаря жене Юлии Львовне. Они познакомились в 1957 году. Сидуру 34 года, у него сын, он скульптор, фронтовик. Ей 17 лет, после школы работала в киоске и учила французский язык на курсах. Это её образ угадывается в многочисленных рисунках мастера, о ней он пишет стихи, она - героиня его автобиографической прозы "Миф. Памятник современному состоянию".

Губы невинной целуют меня

Нестерпимо горячие

Они прикипают к моим

Навсегда

С тех пор мы так и пляшем

Прижавшись друг к другу

Уже целую вечность

Превратившись в протон

Распадающийся только раз

В 6,5х10 в тридцать первой степени лет

Что намного превышает

Предсказание простейшего варианта

Теории великого объединения

Автор: Админ

Автор: Админ

Фотография из блога http://koroleni.livejournal.com/

Автор: Админ

Себя Юлия Львовна называла "неквалифицированным помощником собственного мужа". С 1972 года она оставила преподавание французского языка в школе и по 1986 год работала в его мастерской. В 1986 году у Сидура третий инфаркт, после которого мастера не стало. И только благодаря жене и сыну в 1989 году в Москве открылся музей мастера.

p.s. JullS, спасибо за наводку. Фотографии сняты в музее в 2012 году. Сейчас он на реконструкция. Есть надежда, что скоро откроют, чтобы строчки Сидура не стали пророческими:

Я цветок осенний

Последний

Меня почти не осталось

Кричу ЗАЩИТИТЕ

Занесите в КРАСНУЮ КНИГУ

В ответ слышу

ЛЮДЕЙ НЕ СПАСАЕМ

Бережём РЕЛИКТОВУЮ РЫБУ

Тэги: Сидур, скульпторы, музеи Москвы, нонконформизм

2014-06-24


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено