X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Калининград
Р?тальянское барокко РїРѕРґ РњРѕСЃРєРІРѕР№
Кострома мон амур

Меню

Гусь-Хрустальный


Гусь-Мальцевский

Так назывался город до 1926 года, поскольку зародился он исключительно благодаря купцам Мальцовым, которые в 1756 году выстроили на реке Гусь стекольную мануфактуру. Почему в такой глуши? Да потому, что правительство запретило строить стекольные заводы в Подмосковье – на них уходило слишком много леса.

Самым известным заводчиком оказался Иван Мальцов, принявший дело в 1831 году, после многолетних путешествий по заграницам. Насмотревшись технических новинок Европы, Иван Мальцов принялся внедрять их у себя. Появились изделия из цветного стекла, с цветной же росписью и золочением, стали выпускаться дорогие хрустальные вазы, с алмазной гранью и гравировкой. Особенно прославились многослойные вазы с травлением. Заводские мастера освоили и технологию изготовления богемского стекла!

Кстати, о своих мастерах заводчик заботился особо: он выстроил для них кирпичные коттеджи на 2 семьи («мальцовские половинки») по немецкому проекту, сохранившиеся до сих пор. К концу 1830-х годов изделия хрустальных заводов И. Мальцова вышли на мировой рынок, и тогда же была создана «камера образцов», ставшая основой будущего музея.

Георгиевский собор

Главной достопримечательностью города – собором Святого Георгия – Гусь-Хрустальный обязан преемнику И. Мальцова, Ю.С. Мальцову-Нечаеву, который сравнивал свой Гусь с итальянским Орвьето: ездят же туда издалека для осмотра собора, так будут ездить и в Гусь! Автором проекта стал Л.Н. Бенуа, считавший собор лучшим из своих творений.

Собор построен в русском стиле, с изысканным белокаменным узорочьем, украсившем наличники окон, порталы и крыльца, с многоцветными изразцами. Грандиозный и одновременно нарядный, собор поражает всякого; однако сразу хочется спросить: а где же купол? После революции собор варварски перестроили под Дворец Труда, но ему еще повезло – могли бы и конюшню в нем устроить, как это произошло со Свято-Троицким храмом в том же Гусе. Понадобились сложнейшие реставрационные работы, чтобы восстановить картину «Страшный суд» кисти В.М. Васнецова на западной стене. Восстановлены и другие его картины, и мозаика «О тебе радуется, Благодатная», выполненная в алтаре по эскизу знаменитого художника. Сейчас в здании собора размещен Музей хрусталя.

Малиновый звон

Хрусталь лучшего качества, если тронуть его легонько за тонкий край, издает особый, деликатный музыкальный звук, который в старину называли «малиновым» звоном. Собственно, это один из критериев проверки качества хрусталя – который, конечно, неприменим к массовке советских времен, прочно связанной в сознании с «застойным» мещанским благополучием.

В музее отражена и массовка, но идти туда стоит ради чудесных авторских работ, которые не увидишь больше нигде. Это и уникальные многослойные вазы XIX века, и флаконы с «французскими» пейзажами, и современные фантазии из гутного стекла, изготовленного по старинной технологии. Даже тех, кто равнодушен к хрусталю, восхищают шедевры гусевских мастеров, а уж тех, кто любит этот материал – и подавно.

Изделия расположены в поразительно красивом интерьере, где господствует задуманная Бенуа колоннада из черного лабрадорита, изящно подсвечены. Осмотр сопровождает приятная музыка, а экскурсия способна насытить увлекательными подробностями самое активное любопытство. Если же у вас имеется цель – не возвращаться без хрусталя, то в сувенирной лавке найдется немало интересного, а еще больше – на местном рынке, где, кроме стекла и хрусталя, продается еще фарфор и керамика, причем по гуманным ценам.


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено