X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Самара - родина жигулевского пива
Переславль-Залесский
Архангельск

Меню

Арзамас


Желанный город

Арзамас, как и многие поволжские города, имеет древнюю историю. Документальные источники не дают точного ответа, когда был основан город. Но каждый, кто хотя бы немного интересуется исторической литературой, не раз встречал упоминания или достаточно подробные сюжеты, связанные с Арзамасом. В одном из произведений этнограф Павел Иванович Мельников-Печерский излагает версию, что упомянутый в IX веке халифским посланникам к булгарам Ибн-Фоцланом город Арса и есть Арзамас. Но более правдоподобно, что начало Арзамасу было положено в XVI веке. Связав узлом многие крупные дороги, устремленные в татарские земли, Арзамас стал одним из центральных городов в Поволжье, и до сих пор является ядром Нижегородского Правобережья.

В разные периоды времени он оказывался то в гуще событий, то как будто в стороне от происходящего в России, но никогда не терял своей значимости, играя важную роль в экономике страны и оставаясь крупным духовным центром. Здесь родились и жили многие выдающиеся литераторы, талантливые художники, известные ученые. Арзамасу посвятили бессмертные строки великие русские писатели и поэты. В черте города и его окрестностях построено множество великолепных православных храмов.

Да и сама природа словно благословила арзамасские земли - удивительная гармония и красота поселились здесь навсегда. Один из вариантов трактовки топонима Арзамас предлагает искать истоки названия города в мордовском личном имени Арземас, имеющем в основе эрзянское арсемс или мокшанское арьсемс, что означает "желать, пожелать". То есть, можно считать, в переводе с этих языков "Арзамас" значит "желанный", что очень подходит этому городу.

Смутное время, Алена Арзамасская и крестьянские войны

Крестьянские войны и восстания, сотрясавшие государство в XVII-XVIII веках, нередко демонстрировали непокорный нрав арзамасцев. Народное восстание Ивана Болотникова поддержали не только крестьяне, но и местные дворяне, осадив верный Василию Шуйскому Нижний Новгород. Арзамасские стрельцы помогали крестьянам в их сопротивлении раздаче местных земель смоленским дворянам.

Во времена восстания Степана Разина в противостоянии отрядам царского воеводы Юрия Алексеевича Долгорукого прославилась старица Алена, инокиня арзамасского Никольского монастыря, возглавившая крестьянский повстанческий отряд. Собрав более трехсот человек по окрестным селам, Алена Старица двинула народное войско в Темниковский уезд. По дороге отряд стремительно увеличился: Темников Алена отвоевала уже не отрядом, а полком в 6 тысяч воинов и в течение двух месяцев фактически управляла уездным центром. Но нашлись среди соратников те, кто предал инокиню. Алену Арзамасскую (с таким именем навсегда осталась она в истории) пытали, а затем сожгли, обвинив в ереси и чародействе.

Князь Долгорукий жестоко отомстил непокорным - за три месяца более десяти тысяч человек были казнены в Арзамасе. Спустя столетие город оказался вновь в гуще крестьянских волнений, и жители его увидели закованного в кандалы Емельяна Пугачева, которого гнали этапом в Москву, где его ждали суд и суровая казнь.

"Золотое" время строительства храмов

Смутные времена сменились периодом бурного развития. Расположившись на пересечении крупных трактов, проходивших от Москвы и Нижнего Новгорода на юг и юго-восток государства, Арзамас превратился в XVIII веке в мощный торговый центр, где активно развивались ремесла. Предприимчивые арзамасские купцы, отличаясь благочестием и набожностью, жертвовали значительную часть своих капиталов на строительство церквей: за 75 лет XVIII столетия в городе было построено 25 великолепных храмов.

В начале XIX века в Арзамасе было уже 36 церквей, среди которых особо отличался Воскресенский собор, возведенный в честь победы в войне с Наполеоном. Проект собора разработан выдающимся архитектором П. Коринфским. Вновь возводимые шедевры церковной архитектуры нуждались в соответствующем убранстве. В Арзамасе в короткое время сформировалась местная школа иконописи, резьбы по дереву и из жести, золотошвейного искусства.

Монахини Алексеевского и Николаевского монастырей прославились своими золотыми далеко за ее пределами России. Иконописная школа со временем переросла в художественную школу. Арзамасскую школу живописи А.В. Ступина окончили многие талантливые художники, чьи картины ныне украшают экспозиции столичных музеев и галерей.

"Золотой век" храмостороительства дошел до наших дней многими сохранившимися церковными и монастырскими зданиями, в том числе действующими ныне Воскресенским и Спасо-Преображенским соборами. О лучших временах развития городского зодчества напоминают Гостиный дор, здание магистрата, комплекс построек Арзамасского Новодевичьего монастыря.

Российский Ливерпуль

Арзамас привлекателен не только для любителей старины и церковной архитектуры. Арзамас конца XX века - развитый промышленный и научный центр, где сосредоточены многие учебных заведений. Следовательно, много творческой и талантливой молодежи. В конце минувшего столетия в Арзамасе один за другим стали появляться музыкальные коллективы разных направлений и жанров. "Маленький Ливерпуль" - так часто стали характеризовать город, благодаря бурному развитию музыкального творчества. Самые яркие представители современной культуры в Арзамасе - рок-музыканты и рэперы. Такого обилия рок-клубов, как в Арзамасе, пожалуй, нет ни в одном российском провинциальном городе. Хотя, Арзамас трудно назвать провинцией.


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено