X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Подмоклово, храм Рождества Богородицы
Р?тальянское барокко РїРѕРґ РњРѕСЃРєРІРѕР№
Казань - третья столица

Меню

Вязьма


Привычная к войнам земля

Смоленские земли в истории России имеют особое значение. Связывая столицу государства с Западом, они являлись щитом в многочисленных войнах. Вязьма расположена между Смоленском и Москвой. Здесь случались значительные победы в Отечественной войне 1812 года и трагические поражения в начале Великой Отечественной 1941-1945 гг.

В более ранние времена (первое упоминание о Вязьме относится к 1239 году) город переходил из рук в руки: входил в состав Литовского Княжества, потом возвращался в состав Московского государства, затем отходил полякам, вновь отвоевывался русскими войсками, опять возвращалась в Польшу.

В 1618 году Вязьма окончательно стала российской. На протяжении XVII-XIX веков город развивается как торговый и промышленный центр. Серьезной помехой в процветании стала война 1812 года, когда французские войска при отступлении практически полностью разрушили Вязьму. Но период восстановления миновал стремительно, и к середине XIX века промышленность была не только восстановлена, но и серьезно нарастила свой потенциал. Тому немало способствовало то обстоятельство, что через город были проложены ветки трех железных дорог – Московско-Брестской, Сызранско-Вяземской и Ржево-Новоторжской.

XX век вновь стал испытанием на выживаемость – Вязьма была оккупирована фашистскими восками с 1941 по 1943 год и опять утратила свою промышленную мощь. Все предприятия в городе были разрушены. Однако немалые усилия, направленные на восстановление промышленности в послевоенные годы, в Вязьме были особенно эффективны. Город быстро вернулся к активной трудовой жизни. Кроме того, не смотря на тяжелые бои, город сохранил во многом исторический облик, который делает Вязьму привлекательной для туристов в наши дни.

Следы средневековой истории

Несмотря на разрушительные войны, в Вязьме заметны следы ранней истории. Смутное время дошло до наших дней единственной кремлевской башней, расположенной на территории бывшего Аркадьевского монастыря. В XVII веке была построена основная часть собора Троицы Живоначальной, а XVIII веке возведены его центральная глава и колокольня – именно в таком ансамбле существует сегодня главная постройка бывшего Вяземского кремля. Но собор гораздо старше своих стен – основан он был еще в середине XVI века, потом дважды перестраивался.

Средневековые традиции предполагали соседство кремля и монастырской обители. В Вязьме в 1661 году был основан монастырь, именованный Аркадьевским в честь Святого Аркадия Вяземского Новоторжского чудотворца. Известно об этом юродивом немного, но легенды красивые: говорят, благодаря Аркадию Вяземскому исчезли из города и окрестностей все змеи; место для строительства монастыря будто бы он сам определил, явившись во сне пастуху Сергию, который и стал после вещего сна главным устроителем монастыря. Сейчас память о нем хранит Спасо-Преображенская церковь, построенная в монастыре в XIX веке, и декоративная башня, назначение которой не совсем ясно в контексте монастырского бытия.

В современной Вязьме есть и действующий монастырь – Иоанно-Предтечев. Основан он был так же в XVI веке. Его старинные постройки, главные из которых – три церкви, серьезно пострадали советской время. Но в 90-е годы минувшего века обитель была воссоздана. Пустым пространством внутри монастырских стен зияет лишь место, где когда-то располагался собор Иоанна Предтечи. А вот надвратная Вознесенская церковь и церковь Богоматери Одигитрии XVII века были восстановлены.

Церковь Богоматери Одигитрии - аналог церкви Рождества Богородицы в Москве. Но в отличие от столичного храма, вяземскую Одигитриевскую церковь выделяет выгодное месторасположение на просторном высоком речном берегу. Церковь просматривается через всю историческую часть города и видна даже с центральной площади, не смотря на то, что находится на юго-западной окраине. Храм включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сохранившиеся церкви заслуживают особого внимания благодаря своей архитектуре. Вознесенская церковь – образец стиля «нарышкинского барокко» с пышным и затейливым внешним декором. Одигитриевская церковь – смешение узорочья и шатрового стиля, давшее в результате идеальный вариант «русской готики». Кроме того, в России существует всего три трехшатровых церкви, одна из них – церковь Богоматери Одигитрии в Вязьме.

Восстановленная память о войне с Буонапартом

Денис Давыдов - легендарный герой. Настолько, что иногда воспринимается как литературный персонаж. Но в войне с Бонапартом летучий отряд Дениса Давыдова действительно сражался с врагами в Вяземском уезде Смоленской губернии. В конце 1812 года армия Наполеона, все еще сильная и мужественная, отступала от Москвы. По Смоленской дороге французы двигались на Запад через Вязьму. Перед вступлением наполеоновских войск жители сожгли город, чтобы врагу ничего не досталось. Под Вязьмой французов ждало жестокое поражение в битве, где погибло до 7 тысяч солдат национальной армии и легионеров. Фактически после вяземской битвы отступление наполеоновских войск превратилось в трусливое бегство.

В память об этом великом сражении в год столетия войны 1812 года в Вязьме был установлен памятник "Доблестным предкам", выполненный по проекту В.И. Семенова - неприступная скала, на вершине которой двуглавый орел, символизирующий российское государство, треплет поверженный штандарт французской армии.

В 1918 году оригинал сначала попытались «скорректировать», сняв с него орлов и другие литые «эмблемы царской власти», но в 1920 году разобрали до основания. Восстановлением памятник по фотографиям занялся в 1959 году скульптор А.Ф. Чадов. В 1980 году восстановленную копию реставрировали.

Похожая судьба и у другого памятника, воздвигнутого в честь столетия войны 1812 года. Проект памятника Перновскому полку разрабатывал художник Н.С. Матвеев. Свое название полк получил именно за доблесть при освобождении Вязьмы от французов – пехотинцы первыми со знаменами, музыкой и барабанным боем ворвались в город в авангарде дивизии под командованием генерала Чоглокова. За что сначала были удостоен головных уборов со знаком «За отличие», а в 1813 году полное наименование полка стало звучать как Перновский 3-й Короля Фридриха-Вильгельма IV гренадерский полк. В 1918 году памятник Перновскому полку был разрушен, восстановлен в 1962 году.

Еще одно признание подвигов в войне с Наполеоном – Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Во время боев с французами церковь находилась в самом центре сражений. В 1912 году особый комитет по увековечиванию памяти Отечественной войны постановил признать церковь храмом-памятником. В часовне был организован небольшой музей, а на колоннах храма на входе были размещены мраморные доски с именами погибших в боях российских воинов. И опять все заботы благодарных тихвинцев были попраны советами. В церкви вначале разместили Дом физкультуры, потом кинотеатр, затем радиоузел.

Восстановлением храма-памятника озаботились в год 150-летия войны 1812 года – была отлита и установлена на фасаде мемориальная доска, храм частично отреставрировали, в 70-годы в его предельной части организовали музей. В 2003 году храм возвращен РПЦ.

Памятник нового времени, связанный с Отечественной войной 1812 года, установленный в Вязьме, адресован атаману М.И. Платову – героическому генералу, командующему отдельного казачьего корпуса, отличившегося при освобождении города.

Память о Великой Отечественной

Нет в России города, где не было бы памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной. Даже там, куда не ступала нога фашистских захватчиков, где не сражались советские воины с врагами, установлены обелиски и мемориалы. Тем более, такие памятники существуют в городах, где шли ожесточенные бои, и даже спустя многие десятилетия после Победы появляются новые.

В Вязьме в 1946 году был возведен, пожалуй, один из самых ранних памятников Великой Отечественной войны - памятник генералу М.Г. Ефремову, командующему 33 армией, застрелившемуся после безуспешных многомесячных попыток разорвать вражеское окружение. Проект памятника разработал молодой тогда еще скульптор Евгений Вучетич (автор монумента Родина-мать). Отливали памятник, по преданию, из стреляных гильз с полей сражений в Калужской и Смоленской областях. В 2002 году на въезде в Вязьму был установлен памятник воинам-дорожникам. Нетипичный монумент, представляющий собой композицию, в которой отражен труд солдат, обеспечивавших транспортное сообщение на полях сражений.

О Дулаге 184

В Вязьме, безусловно, много памятников и мемориалов, связанных с подвигом советских солдат в годы Великой Отечественной войны. Так же, как и во всех городах России, особенно в тех, где прошел враг безжалостной броней. Но среди множества монументов особенно пронзительны те, которые рассказывают о людях, переживших ужасы нацистских лагерей.

В вопросах увековечивания памяти солдат Великой Отечественной есть и нерешенные до сих пор проблемы. Вяземцы борются за справедливость по отношению к воинам, попавшим в окружение в кровопролитном Вяземском сражении и погибшим в пересылочном лагере Дулаг 184. Битва под Вязьмой случилась в самом начале Отечественной войны и была проиграна советскими войсками. Об этом сражении предпочитали умалчивать долгие годы, когда история Великой Отечественной представлялась как путь к Победе, пусть долгий, но все же торжественный. В вяземском поражении не было торжественности, не было победного героизма. Был героизм поражения и мужество военнопленных.

Фашисты развернули целую лагерную сеть, где были различные типы смертельных резерваций, в которые попадали на «сортировку» военнопленные и мирные граждане. Как правило, вблизи фронтовой линии размещали так называемые сборные пункты и Дулаги (пересыльные лагеря).

Трудно сравнивать каждый из задуманных фашистами типов лагерей. Итог пребывания был один – смерть. Но сборные пункты и Дулаги были первым этапом на пути к ней, и, как правило, здесь шел наиболее жестокий «отсев» – люди содержались чаще всего под открытым небом на территориях, огороженных колючей проволокой со сторожевыми вышками, здесь практически не кормили (голод был одним из средств уничтожения), многие плененные были ранены и не получали медицинской помощи, всех без разбору – раненых, больных – заставляли выполнять спешную и крайне тяжелую работу: что-то рыть, растаскивать поврежденную технику. На следующий этап попадали единицы из сотен.

В Вязьме, где в окружение оказались 37 дивизий, 9 танковых бригад, полевые управления четырех армий и один артиллерийский полк, в организованном для военнопленных лагере «Дулаг-184» погибли более пяти тысяч советских солдат и офицеров. Сейчас на территории, где располагался вяземский Дулаг, усилиями родственников погибших построен мемориал, но площадь бывшего лагеря смерти, где захоронены замученные и убитые, гораздо обширнее мемориального комплекса. Здесь каждая пядь земли хранит скорбную память.

Постоять у лаптя, пожевать пряник

Лапоть - это вяземский вариант новомодных забавных памятников, которые устанавливают в наши дни повсеместно. Хорошая традиция - город получает символ, который не связан ни с воинами, ни с великими людьми. Независимый и простой образ, к которому не нужно испытывать никаких чувств, кроме благожелательности и любопытства. Вяземский лапоть был установлен в 2012 году на старой Смоленской дороге, которая проходит через центр города. Ее направление указывает символический верстовой столб, отмечающий 163 версты до Смоленска. Лапоть - это символ сотен тысяч километров, исхоженных по Смоленской дороге простыми мужиками.

Битый пряник - мужицкое лакомство и также российский символ. Вяземские пряники или, как принято здесь говорить, коврижки известны с XVII века. Их рецептура особенная: в тесто кладется много меда, цукаты, орехи. Многие считают, что "коврижка вяземская" превосходила по своим вкусовым качествам более известные сегодня тульские пряники. Хотя они сородичи: и вяземский, и тульский - пряники печатные. Но сравнить конкурентов сегодня невозможно. Старинная рецептура вяземских пряников была утрачена. Вяземский хлебокомбинат восстанавливает традиции, однако, и печи уже не те, и ингредиенты другие. Тем не менее, попробовать это лакомство стоит.

Пряничное начало

Традиционное лакомство – очень малая, но особенно приятная часть знакомства с любой территорией. В России во многих местностях именно пряник – символическое угощение. Вязьма – не исключение. Вяземские пряники когда-то были популярны далеко за пределами города. Вспомним пушкинское «Москва славится невестами, как Вязьма пряниками». Вяземский медовый пряник душистее тульского, и в XIX веке, когда пряничное дело получило в Вязьме особенный расцвет, во всем мире многие предпочитали именно вяземские пряники.

Вяземские печатные пряники стоили дороже тульских, но это не влияло на предпочтения покупателей. Вроде бы и пекутся так же – с помощью резных досок, по форме и размеру похожи, как и тульские украшены рисунками и надписями, глазурью так же политы. Но если рядом окажутся тульский и вяземский, часто выбор был в пользу последнего.

Каждая фирма, выпускавшая пряники в Вязьме, имела свой рецепт, который держался в строжайшей тайне и передавался только по наследству. Самой успешной и самой продолжительной была древнейшая вяземская фамилия купцов Сабельниковых, занимавшихся пряничным делом с XVII века. Пряники Сабельниковых продавались в обеих столицах, ходила легенда, что даже английская королева часто лакомилась вяземскими пряниками. После революции самая крупная в Вязьме пряничная фабрика Сабельниковых была закрыта. Но кустари продолжали печь пряники и даже представляли свою продукцию на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1925 году.

Со временем знатоков уникальных рецептов становилось все меньше, и, казалось, вяземский пряник навсегда прекратит свою историю. Но в конце 1970-х годов в недрах сундука умершей бабушки было обнаружено завещание пекаря Прохора, работавшего на фабрике Сабельниковых, с четырьмя рецептами вяземского пряника. Сейчас уже некому сравнить – те ли пряники пекутся в Вязьме, что и раньше, или все-таки какой-то секрет был утрачен. Но пряник по-прежнему – символ города.

Грибоедовские места

Усадьбы в окрестностях - непременные спутники старинных русских городов. В каждом городе есть свой именитый владелец, коим гордятся вне зависимости от того, удалось ли сохранить родовое имение. Если же усадьба цела и невредима, да еще и музеефицирована - вдвойне есть чем гордиться. Вяземский "Именитый владелец" - драматург и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов.

Село Хмелита, владельцем которой в XVIII веке стал дед драматурга Федор Алексеевич Грибоедов, расположено в 35 км от Вязьмы. Федор Грибоедов создал в селе великолепный дворцово-парковый ансамбль, построив главный дом, четыре флигеля, усадебную церковь и разбив регулярный парк с двумя прудами. В XIX веке владение перешло в руки графа Петра Гейдена. Усадьба к тому времени изрядно обветшала, но граф отреставрировал дворец.

Хмелита избежала разрушительных последствий национализации после Октябрьской революции, чудом уцелела и в годы Великой Отечественной войны, но в 1954 году катастрофически пострадала из-за разгильдяйства колхозников. В главном доме был пожар, потом сгоревший дом постепенно стали разбирать на кирпичи. В 60-е годы руины начал восстанавливать выдающийся реставратор П.Д. Барановский. В 1995 году во дворце был открыт музей А.С. Грибоедова.

Обстановка в музее стилизованная, экспонаты - отнюдь не подлинные свидетельства эпохи великого дипломата. Но устроено все со знанием дела и особенным вкусом. Неподалеку от главного дома расположен небольшой каменный флигель, когда-то бывший частью усадебной оранжереи. Сейчас в нем действует музей выдающегося флотоводца П.С. Нахимова, который связан с Грибоедовыми узами родства. Его отец был племянником Алексея Федоровича Грибоедова, сына первого владельца усадьбы из рода Грибоедовых.


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено