X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Р?Р·Р±РѕСЂСЃРє
Казань
Калининградский музей янтаря

Главная / Админ / Блог / История палехской миниатюры или как иконописцы народный промысел возродили

История палехской миниатюры или как иконописцы народный промысел возродили

Россия - Ивановская область - Палех

Автор: Админ

Дом-музей Ивана Ивановича Голикова в Палехе

В декабре 2014 года Палех отметит 90-летие лаковой миниатюры. История зарождения известнейшего художественного промысла России, возникшего на основе старинной иконописной традиции, тесно связана с именем Ивана Ивановича Голикова - художника, благодаря таланту, настойчивости вкупе с фанатичной любовью к палехской живописи которого, весь мир узнал об искусно расписанных шкатулках, брошах и панно.

В 1968 году палешане создали дом-музей своего прославленного земляка. Здесь сохранилась более чем скромная обстановка, в которой жил и работал Иван Иванович.

Автор: Админ

Автор: Админ

В деревянном одноэтажном доме, построенном в 1928 году, 3 комнаты - кухня, горница и маленькая спальня, служившая Голикову рабочим кабинетом. Вся семья жила на кухне: здесь спали на печке, обедали за столом, здесь же хранили в сундуке все домашнее имущество.

Фотография семьи И.И. Голикова. Из семи детей двое стали художниками.

Автор: Админ

В горнице сейчас пусто. Только по стенам развешаны старинные фотографии, и с одной из них на нас смотрит Иван Иванович.

Автор: Админ

Иван Иванович Голиков родился в 1887 году. В 10 лет его приняли учеником в иконописную мастерскую Сафоновых. Мальчиков (только мальчиков, девочек не принимали) обучали письму икон на деревянных дощечках, которые готовили особым образом. Древесина имеет собственный рельеф, поэтому перед тем как рисовать на ней, её высушивали, накладывали паволоку - тонкую, легкую ткань серпянку, пропитанную клеем, а затем наносили левкас - смесь из мела и составляющих.

Мастер только графикой прорисовывал на доске с левкасом определенную деталь иконы, и ученик повторял эту деталь до совершенства. Потом все нарисованное с доски счищалось, мастер рисовал следующую деталь и так ученик на одной доске проходил все упражнения. Это называлось "работать под нож".

Когда ученик достаточно хорошо овладевал элементами, ему выдавалась работа "в дело" - простая иконка, которая приносила хозяину мастерской какой-то доход. И высшим пилотажем была "работа на золотых", когда заготовка была с позолоченным левкасом: листы сусального золота наклеивали на полимент (клеящая темно-коричневая краска, составленная из сиены жженой, охры и мумии) или наносили сразу на доску. Доска могла быть полностью позолоченной или частично.

Иконописцы в мастерской делились на личников, доличников и тех, кто делает рисунок. Доличники полностью раскрывают пейзаж, прорисовывают одежды, но лица и руки не трогают. Этим занимались личники. Хороший мастер уже на этапе выполнения учениками упражнений, мог определить, кто из мальчиков будет личником, а кто доличником.

Обучение мальчиков в иконописной мастерской было рассчитано на шесть лет, но Иван Голиков отучился только четыре. В 1901 году, когда ему исполнилось 14 лет, умер отец, и Голиков ушел на заработки: работал доличником в мастерских Москвы, Петербурга, Палеха. В Петербурге ему посчастливилось в течение одного года посещать рисовальные классы в Училище барона А.Л.Штиглица. В 1914 году Голиков был призван на фронт, участвовал в 17 сражениях в Восточной Пруссии, был ранен. Но даже в окопах Иван Иванович продолжал заниматься живописью - писал портреты своих товарищей.

Когда после революции 1917 года Голиков вернулся в Палех, иконописью в селе уже никто не занимался. Бывшие коллеги-иконописцы работали либо в полях, либо на лесозаготовках. Ивану Ивановичу ничего не остается, как ехать на заработки в соседнюю Шую, затем в Кинешму, Кострому, Иваново-Вознесенск, где его принимают на должность художника-декоратора - он рисует плакаты во всеобуче и декорации для театра. Но это было не тем занятием, в котором нашло бы выражение его мастерство.

В 1922 году Иван Иванович принимает решение оставить работу во всеобуче и ехать в Москву к своему родственнику Александру Александровичу Глазунову, который раньше владел иконописной мастерской и так же как Голиков остался без работы. Вместе они стали ходить по выставкам, музеям, смотреть и думать, что же делать дальше. В Кустарном музее (нынешний Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства) им на глаза попалась расписная коробочка из Федоскино. Она та и натолкнула Голикова на мысль начать работать на объемной поверхности папье-маше в палехской иконописной технике, но сюжеты для росписи брать уже не религиозные, а светские.

Глазунов вспомнил, что в мастерской у него есть фотографические ванночки, которые раньше делали из папье-маше. Придя домой, они отрезали у ванночки стенки и донца, и на получившихся черных пластинках Голиков выполнил золотом свои первые миниатюры - вольную копию на библейский сюжет в духе Гюстава Доре "Адам в Раю", "Пахаря" и "Охоту на медведя". С этими работами Голиков и Глазунов пошли обратно в Кустарный музей и показали сотрудникам.

Портсигар "Косарь", 1924 г.

Автор: Админ

Шкатулка "Тайное свидание", 1924 г.

Автор: Админ

Сотрудники работами Ивана Ивановича заинтересовались, предложили нарисовать что-нибудь еще и обещали помочь художникам решить проблему с полуфабрикатами: федоскинцы строго хранили свой секрет создания папье-маше и делиться им не собирались. Так, следом за первыми работами появились новые миниатюры - "Игра в шашки", "Деревенская гулянка", "Петухи". Эти работы Голикова были представлены на одной из выставок как экспонаты мастерской Глазунова и удостоены Диплома первой степени.

Коробочка "Игра в шашки", 1924 г.

Автор: Админ

Пудреница "Парочка", 1925 г.

Автор: Админ

Коробочка "Охота на оленя", 1925 г.

Автор: Админ

Шкатулка "Речь Разина к голытьбе", 1925 г.

Автор: Админ

Сейчас самые первые работы Голикова хранятся в музей декоративно-прикладного и народного искусства, но в открытой экспозиции мы увидели далеко не все из них. Стали расспрашивать музейщиков, выяснили, что реставраторы очень трепетно относятся к миниатюрам, поэтому сейчас она находятся в хранилище.

Для участия в международных выставках Голиков вместе с шестью земляками (Александром Васильевичем и Владимиром Васильевичем Котухиным, Иваном Михайловичем Бакановым, Иваном Васильевичем Маркичевым, Иваном Ивановичем и Александром Ивановичем Зубковым) при поддержке искусствоведа, профессора Московского университета Анатолия Васильевича Бакушинского организует "Артель древней живописи". Так, 5 декабря 1924 года считается датой рождения палехской лаковой миниатюры, а семь бывших иконописцев - основоположниками "советского палеха". Именно этим искателям нового стиля удалось в работах нового времени сохранить средневековые приемы стилизации, условность форм иконописи и технику письма яичными красками с применением твореного золота.

Основоположники палехской лаковой миниатюры.

Автор: Админ

С 1925 года "Артель древней живописи" участвовала в выставках во Франции, в Италии.

Пластина "Артель древнерусской живописи" для Всемирной выставки в Париже, 1925 г.

Автор: Админ

Бисерница "Битва", 1926 г.

Автор: Админ

Шкатулка "Пляска" ("Хоровод"), 1929 г.

Автор: Админ

На стене дома-музея вывешен диплом Голикова за участие в Парижской выставке 1925 года.

Автор: Админ

На родине об "Артели древнерусской живописи" узнали только в 1930-е годы. В 1932 году палехская роспись была поддержана государством, а артель преобразована в Палехское товарищество художников.

Когда рассказывают о первых шагах палеха, всегда упоминают Максима Горького, который многим помогал художникам. Даже Палехское художественное училище носит имя Горького.

Палехские художники с Ромэном Ролланом и А.М.Горьким

Автор: Админ

В 1934 году Горький способствует тому, чтобы Голиков получил заказ на иллюстрацию "Слова о полку Игореве" в издательстве "Academia". Изначально книгу должны были иллюстрировать несколько художников, но в письме от 19 февраля 1932 из Сорренто художественному редактору "Academia" М. П. Сокольникову Горький предложил выполнить эту сложную работу Ивану Ивановичу Голикову: "Он мог бы дать "Слову" не только иллюстрации, но и заставки, концовки, заглавные буквы. И его работа придала бы оформлению книги художественное единство".

Такое же мнение Горький высказал в письме от 20 февраля 1932 года поэту Дмитрию Николаевичу Семеновскому, где Голиков назван "лучшим, талантливейшим" из всех палехских мастеров: "Привлекая к этой работе одного Голикова, "Академия" обеспечит украшению книги художественное единство стиля, чего нельзя будет достичь работой нескольких мастеров различных степеней дарования". Эта рекомендация Горького, по-видимому, была решающей при выборе Голикова единственным художником "Слова".

За два года Иван Иванович подготовил все иллюстрации, оформил обложку-титул, инициальные буквы и, кроме того, написал в стиле древне-русского уставного письма текст "Слова". Книга вышла тиражом 3300 экземпляров и многократно воспроизводилась в разных изданиях во второй половине ХХ века.

Некоторые иллюстрации представлены на стенде музея, но, к сожалению, сохранность уцелевших экземпляров ужасная: яркие Голиковские иллюстрации для придания им большего сходства с палехскими шкатулками были покрыты лаком, отчего бумага "сгорела" и имеет тусклый ржавый вид.

Иллюстрации И.И.Голикова к "Слову о полку Игореве"

Автор: Админ

Автор: Админ

По счастью, сохранилось множество лаковых декоративных работ Голикова, которые хранятся в разных музеях России. Одна из них есть в Палехе ("Пленение Игоря", самое первое фото на странице), вторую мы нашли в музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Пластина "Битва", 1931 г.

Автор: Админ

В спальне Голикова сохранился рабочий стол художника, на котором разместились этюдник с краской и подручник - приспособление, куда мастер для большей свободы кисти ставит свою руку во время работы. На подручнике рука меньше устает, меньше шансов, что художник случайно смажет краску и испорти работу.

Электричества в доме не было, работали при керосиновых лампах. Света не хватало, поэтому в стеклянный шар "глобус", висящий над столом, наливали воду с добавлением медного купороса и размещали между керосиновой лампой и рисунком. Лучи света проходили через "глобус", преломлялись и создавали на работе мощный блик.

Автор: Админ

Рядом со столом стоит киот. Раньше его украшали иконы, но потом на их место поместили иллюстрации к "Слову". Кто и когда это сделал неизвестно. На стене спальни портреты жены и сына, выполненные сыном Ивана Ивановича.

Автор: Админ

Чтобы понять, как создается палехская миниатюра, в экспозиции представлен весь процесс изготовления на примере шкатулки. На верхней полке выставлена заготовка из папье-маше, которой еще не касалась рука мастера.

Автор: Админ

Делается папье-маше из картона (в переводе с французского "жеваная бумага"): картон нарезается на длинные полосы, навивается на болванки, пропитывается клеем, прессуется, сушится, пропитывается льняным маслом. Получившуюся болванку отдают токарю, который выделывает донца, крышки, затем грунтует и покрывает лаком (до 8 слоев). Традиционно внутри шкатулка красного цвета, снаружи - черная. Но можно встретить работы любых других цветов - мастера работают на белом, красном, зеленом и золотом фоне.

Сначала художник думает над темой, делает рисунки на бумаге, эскизы в цвете, снимает кальку, и потом приступает к выполнению на предмете. Но говорят, что Иван Иванович рисунков на бумаге не делал - сразу на заготовке.

Затем заготовка пемзуется: камушки трут друг о друга и образующимся порошком круговыми движениями натирают, как бы царапают, верхний слой лака заготовки. Это делает поверхность шкатулки шершавой и краска легко к ней прилипает.

Следующий этап - пропись белилами, белильная подготовка или, так называемая, "роскрышь" - процесс разметки основных форм и силуэтов, которые затем дополняются уточняющими мазками и обозначением главных цветовых тонов.

Автор: Админ

Белила наносят художественно, с разницей в тоне, с учётом того, какие цвета предусмотрены рисунком: где на конечном рисунке будет белое (к примеру, рубаха), белое наносят гуще, белее, где синее или красное - белила наносят помягче.

Вслед за белильной подготовкой миниатюру раскрывают в цвете. Уже на этом этапе можно угадать, каким будет конечный рисунок на шкатулке.

Автор: Админ

Дальше художник прорабатывает детали: расписывает орнамент на ткани, приплескивает, делает "кремешки на горках" (т.е. придает объем едва заметными белыми мазками), прорисовывает травинки, пишет лица. Кстати, в палехской живописи нет земли, а сеть "горки". Этот этап называют "плави", когда основные мазки соединяются более тонкими мазками, выполняемыми жидкими лессировочными красками. Именно благодаря плавям палехское письмо часто напоминает роспись по перламутру.

Автор: Админ

Когда работа в цвете готова, она несколько раз лачится, затем снова пемзуется и её можно расписывать металлами - золотом и алюминием. Это финальная живописная стадия - "насечка".

Автор: Админ

На последнем фото шкатулка полностью готова: все детали проработаны золотом, на выступающие части фигур (плечи, ноги) золотом же нанесены блики, создающие условный объем, прописаны веревочка по краю крышки шкатулки и орнамент на кузовке (кузовок - это высота шкатулки). В таком виде шкатулку отдают полировщику.

Миниатюра пишется яичной темперой. Раньше краски для палехской живописи изготавливались самостоятельно: мастера собирали камни разных цветов, перетирали их в порошок и замешивали с квасом и яичным желтком. Современные краски либо химические, либо делаются ближе к первоисточнику - из сухого пигмента, который "твОрится" с эмульсией из желтка и либо уксусной, либо винной водой. Краски перемешиваются и растираются курантом (пестиком). Чтобы было удобнее растирать краски курантом, деревянные чашечки делают с округлым дном. Такая конструкция позволяет не оставлять крупинок пигмента, и краска будет ровно ложиться на предмет.

Автор: Админ

Золото и алюминий для росписи художник тоже "твОрит" сам: листы сусального золота растирают с гуммиарабиком на фарфоровом блюдце, разбавляют водой и дальше металлом пишут как акварелью.

Автор: Админ

Когда художник распишет миниатюру золотом, оно остается матовым, не блестит. Для этого фрагменты картины, покрытые золотой краской, полируют зубом хищника, например, волчьим клыком.

Зачастую кисти художники вяжут сами. В магазине сложно найти готовую кисть, кончик которой сходил бы на нет, а это важно, если хочешь прорисовать тончайшую линию. Поэтому на витрине рядом с зубом лежит беличий хвост и ость пера утки (или гуся). Из пера делают "саночки" - крепеж волосков и ости кисти. Перо прозрачное и через него можно увидеть, как волоски белки связаны ниточкой специальным узелком.

Дом-музей Ивана Ивановича Голикова - это небольшая прелюдия перед посещением Государственного музей Палехского искусства, который находится в доме через дорогу. Туда мы тоже пойдем. Продолжение следует.

Тэги: палех, народные промыслы, иконописцы

2014-07-16


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено