X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Кострома мон амур
Р?тальянское барокко РїРѕРґ РњРѕСЃРєРІРѕР№
Борисоглебский монастырь

Главная / Егор / Блог / Музей фабрики "Торжокские золотошвеи"

Музей фабрики "Торжокские золотошвеи"

Россия - Тверская область - Торжок

Автор: Егор

Ни в одном другом музее посетителю не вручают с порога расшитый канителью погон, как это делают в музее "Торжокские золотошвеи". Погон - это входной билет. Случилось так, что в начале 2000-х на фабрику пришел заказ на пошив погон для таможенной службы. Но что-то в ведомстве поменялось, и погоны не выкупили. Так бы они и остались лежать на фабричном складе, если бы в музее не придумали выдавать их в качестве входного билета.

Автор: Егор

Сейчас на фабрике работает около 100 человек, что значительно меньше, чем во времена советской власти. Но благодаря новому владельцу предприятие растет. Образцы современных работ мастериц можно не только увидеть в музее, но и купить в магазине при фабрике. Но об этом позже. А начну я свой рассказ с истории золотного шитья.

Шитье золотыми нитями пришло в Россию из Византии, и со временем стало традиционным промыслом для Торжка. Первые русские мастерицы - монахини местных монастырей, вышивали тончайшей золотой проволокой по бархату, тонкой коже-сафьяну, сукну и атласу. Золотые нити закупали в Византии и стоили они недешево.

Автор: Егор

Постепенно золотую проволоку заменили скрученной спиралькой из тоненькой толщиной 1-3 мк позолоченной металлической проволочки - канителью. И шитьё стало называться не "золотое", а "золотное", а нити "волоченные". На смену волоченным, пришли "пряденые" нити по немецкой технологии, когда медную проволоку с 3-9%-ным золотым или серебряным напылением, накручивали на шёлковую, льняную или хлопчатобумажную нить.

Большинство историков сходится на том, что золотошвейным ремеслом в Торжке занимаются с XIII века. В то время даже местная денежная единица выглядела как вышитый золотом кожаный лоскуток. Однако некоторые ученые предполагают, что в поселениях на месте нынешнего города вышивали наряды золотыми и серебряными нитями еще в IX веке. Подтверждение тому археологические находки того времени - расплавленные кусочки золота и серебра на сгоревшей одежде.

Золотом и серебром расшивали не только одежду, которая после такой вышивки весила больше пуда, но и сафьяновую обувь, подушки, кошельки, рукавицы, пояса и даже обтянутую сафьяном мебель. Узор и рисунок выполнялись традиционным торжокским золотным кованым и литым швом.

Автор: Егор

Автор: Егор

Одежду и предметы быта вышивали цветочным орнаментом, фигурками животных. Любимым мотивом в вышивке были и остаются птицы.

Автор: Егор

Автор: Егор

Автор: Егор

Автор: Егор

До XIX века золотошвейный промысел был исключительно надомный. Каждая девушка вышивала себе приданое золотыми и серебряными нитками. Кроме одежды, для приданого вышивали не меньше полусотни полотенец, рисунок на которых старались не повторять. Часть расшитых полотенец раздаривали родственникам жениха.

Украшения – броши, гривны, медальоны – тоже вышивали золотым и серебряным нитями. В музейной витрине выставлено несколько таких работ.

Автор: Егор

Автор: Егор

В дополнение к наряду девушка на выданье шила маленькую рукавичку на правую руку, вышивая её самым затейливым образом, чтобы показать потенциальному жениху свое мастерство. На ярмарках невест девушки выстраивались в ряд, прикрывая лицо вышитыми рукавичками. Женихи прохаживались вдоль девичьего ряда и оценивали не только внешность девушки, но и как вышита рукавичка.

Автор: Егор

Основной объем заказов торжокские золотошвеи получали от церкви. В 1644 году по заказу князя Куракина для Борисоглебского монастыря золотошвеи выполнили лицевое покрывало с изображением Ефремия, шитое шелком, а по краям тропарь, вышитый золотом. В 1671 году по заказу боярыни Луговской была изготовлена напрестольная пелена с изображением на ней иконы, шитая шелком, золотом и серебром.

К XIX веку свыше 300 женщин были заняты золотошвейным промыслом, что приносило ощутимый доход новоторжским купцам, занимавшихся сбытом продукции. Работы торжокских мастериц высоко ценились и получили известность далеко за пределами Тверской губернии. К примеру, в музее рассказывают, что Александр Сергеевич Пушкин, который проезжал по питерскому тракту через Торжок не меньше 20 раз, останавливался в городе не только, чтобы отведать котлет в придорожной гостинице у Дарьи Евдокимовны Пожарской, но еще и купить вышитые золотом пояса и перчатки для Натальи Николаевны. В письме П. А. Вяземскому Пушкин упоминал о своем подарке и для Веры Фёдоровны, жены князя: "Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы".

Автор: Егор

Заказы на вышивку приходили и от членов императорского дома. У Екатерины II было несколько бальных платьев, расшитых торжокскими мастерицами.

Автор: Егор

По легенде, оценив работу золотошвейки, которая украсила императорское платье из голубого атласа золотыми лилиями, Екатерина II повелела доставить мастерицу в Петербург. Мастерица оказалась далеко не красавица, что императрицу расстроило. Поэтому она решила направить в Торжок на обучение золотошвейному мастерству 19 самых красивых девушек из разных губерний России, напутствовав их: "Красивые вещи должны выполнять красивые люди". С тех пор Торжок приобрел репутацию города красавиц.

Автор: Егор

В 1894 году по инициативе Дмитрия Дмитриевича Романова, родственника Анны Петровны Керн, был открыт золотошвейный кустарный отдел. Через 5 лет он организовал учебную золотошвейную мастерскую, на базе которой позднее были созданы золотошвейная профтехшкола и музей.

В 1907 году работы торжокских мастериц демонстрировались на международной выставке в Париже, а в 1911 году - в Турине. Работы были отмечены 28 дипломами, медалями и грамотами.

Дмитрий Дмитриевич руководил фабрикой до своей кончины в 1916 году. После революции 1917 года выпускники золотошвейной профтехшколы объединились в торжокскую золотошвейную артель "имени 8 Марта". В те годы работницы артели занимались преимущественно вышивкой знаков отличия для Красной армии, расшивали шелковыми нитками тюбетейки для жителей соседних республик, бювары, книжные закладки, декоративные подушки и сумочки. До начала 50-х годов в узорах все еще сохранялись мотивы традиционных золотных вышивок XVII - XVIII веков. Позднее на бархате и шелке стали появляться атрибуты соцреализма - звезды, серп и молот.

Автор: Егор

В экспозиции музея есть необычная работа того времени - портрет Сталина, вокруг головы которого вышит нимб. Вышивка сделана филигранно, стежок к стежку, градиент от одного оттенка шелковых нитей к другому сравним с цветовыми переходами на живописных полотнах. Торжокская мастерица Раиса Терентьевна Радченко вышила портрет после войны и хранила его у себя дома. В 2011 году наследники передали портрет музею.

Автор: Егор

С 1992 года фабрика "имени 8 марта" реорганизована в товарищество "Торжокские золотошвеи", а затем в 1995 году - в ОАО. При фабрике открыт магазин, где можно посмотреть, что шьют здесь сегодня. К примеру, кроме вышитых подушек и сумочек, можно купить платье, но вышитое не вручную, а на машине.

Автор: Егор

Кстати, в октябре 2012 года на фестивале "Бархатные сезоны в Сочи" мастериц наградили "Золотым веретеном" - символом Национальной премии в области индустрии моды.

Автор: Егор

И, наконец, несколько кадров самого процесса вышивки. После того, как мастерица придумает сюжет для вышивки, рассчитает стежки и создаст точный макет на бумаге, настает время переноса рисунка булавкой на кальку. Затем проколотый по контуру орнамент прикладывают к материалу для вышивки (бархату, крепу, шелку или коже), а сверху намазывают смесью керосина и зубного порошка. Частицы этой смеси через отверстия на кальке попадают на материал, оставляя на нем едва различимый контур, по которому и вышивают золотом. Присмотритесь к фото: на темном фоне видны светлые точки и штрихи, образовавшиеся после нанесения зубного порошка с керосином через кальку.

Автор: Егор

Чтобы сделать стежок, надо сначала проколоть основу иглой или шилом.

Автор: Егор

Шитье одностороннее. Стежок золотой нити скрепляют с тканью обычной нитью, подобранной точно по цвету.

Автор: Егор

Так выглядит шитье с изнанки.

Автор: Егор

Если вы захотите увидеть своими глазами как создается вышитое панно, звоните в золотошвейное училище (филиал Тверского промышленно-экономического колледжа) и договаривайтесь.

Тэги: промыслы, золотое шитье, Торжок

2013-10-08


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено