X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Борисоглебский монастырь
Калининградский музей янтаря
Петрозаводск

Главная / Блог / Деревянная архитектура Гороховца

Деревянная архитектура Гороховца

Россия - Владимирская область - Гороховец

В Гороховце, в одном из старинных купеческих домов, окаймляющих центральную площадь, разместился маленький книжный магазинчик, куда мы заглянули по приезде. В ответ на вопрос, какие книги о Гороховце у вас есть, услышали:

- А чего вам надо? У нас все достопримечательности вот тут, в центре на площади.

- А как же старинные деревянные дома на Московской и Ленина? Это же не в центре.

- Это какие же? Разве там есть достопримечательности?

- Ну как же, - не унимались мы, - хотим посмотреть на ваши деревянные дома начала XX века, Гороховецкий модерн увидеть. Разве это не достопримечательности?

- А то я не знаю что такое модерн? - ответили нам. И далее дама на кассе продолжила тоном моей бабушки - школьной учительницы: - Не надо обижать деревню! Жизнь - это сообщающиеся сосуды, и все города живут за счет деревень.

Не знаю, почему наш вопрос вызвал ассоциации с сообщающимися сосудами деревень и города, но разговор этот подтолкнул начать рассказ о поездке не с достопримечательностей в центре, а с Гороховца деревянного.

Автор: Админ

Глядя на потемневшую от дождей, местами в подпалинах, прогнившую и изъеденную жучками деревянную резьбу, которой щедро украшены чудом сохранившиеся старинные гороховецкие дома, немеешь от изумления - и вот это все сделано местными мастерами, которые так умели работать топором?

Корабельная объемная резьба на крестьянском доме Беловых, XIX в. (Московская, 30)

Автор: Админ

Называли чудо-мастеров "якушАми", по месту проживания в селе Якушево Гороховецого уезда (сейчас это поселок Якушево Пестяковского района Ивановской области). Про таких говорили, что с топорами они неразлучны, и даже лапшу топорами крошат. Их слава была настолько велика, что Владимир Даль внес "якушей" в "Толковый словарь живого великорусского языка", где оно обозначает "долбежников, плотников-резчиков для резки украс на избы и на суда".

Плотницкое ремесло неслучайно было развито в Гороховце - одном из самых лесных районов на Владимирской земле. Испокон веков плотничество было здесь одним главным занятием мужского населения, отчего в народе говорили: "Кабы не было топора, так топиться давно пора".

И упоминание о судах в описании якушей Далем не случайно. С наступлением холодов плотницкие артели из окрестных деревень и городов шли в долины небольших речек и в луговинную часть Волги для строительства судов, откуда по весенней полой воде их спускали на воду. Были среди плотников артели по четыре-пять якушей, охотно бравшиеся за украшение резьбой домов, за что получили прозвище "домовики".

Славились якуши тем, что владели не только плоской "фряжской" резьбой, но могли сделать узор объемным, почти скульптурным. Такой вид резьбы называли "флёмским" (фламандский) или "фигурным". Флемскую резьбу и сейчас запросто можно увидеть на гороховецких домах, для чего достаточно пройти по улице Московской вдоль трассы М-7 Москва - Нижний Новгород. И вот вам первый образец:

Двухэтажный дом Василия Полякова, 1857 г. (Московская, 108)

В XIX веке на этом месте была уже окраина Гороховца, а точнее село Красное Красносельской волости Гороховецкого уезда. В 1857 году богатый крестьянин-торговец Василий Поляков построил свой дом на холме при въезде со стороны Москвы, чтобы всякий въезжающий видел - село Красное богатое и красивое.

Автор: Админ

Объемная резьба карниза и наличников дома Поляковых (Московская, 108)

Автор: Админ

Сейчас в доме живут сразу несколько семей, и, несмотря на неухоженность и разрушения, все еще можно рассмотреть резьбу на фризе и мезонин, напоминающий четырехколонный портик с объемной корабельной резьбой и ампирным полусолнцем в центре.

Автор: Админ

На противоположной стороне дороги застыл во времени другой образец искусства гороховецких плотников - главный дом усадьбы А.О. Полякова на Московской, 65

Автор: Админ

Предположительно, и этот, и соседние дома на улице принадлежали одной семье Поляковых. Некоторые из мещан Гороховца имели довольно крупные скотопромышленные дела в Средней Азии. Среди них были и Поляковы. Вероятно, отсюда и семейный достаток, позволивший построить усадьбу. По моде конца XIX - начала XX веков богатый сельский дом в русском стиле щедро декорирован деревянной накладной резьбой в пропильной технике, отчего все строение выглядит будто бы затянутым в кружево.

Пропильная резьба - это когда тонкая доска пропиливалась насквозь по заранее нанесенному рисунку. В плотницкой артели обязательно был "знаменщик", умевший рисовать и составлять узор из отдельных сюжетов и хранивший "припорхи" - плотные листы бумаги, с которых узор переносился на доску. Линии рисунка предварительно прокалывали, сажей прорисовывали на дереве точечный след, который затем соединяли в узор.

Над кровлей в центре возвышается мезонин, а по бокам - декоративные башенки. По верхней части стен дома проходит широкий резной фриз с ажурным зубчатым подзором. Похожий узор тянется по краю небольшого выносного карниза.

Автор: Админ

В начале ХХ века дом был частично перестроен для школы. Сейчас это здание никак не используется.

Идем вдоль трассы дальше, на встречу с домом купца Кучина, построенного предположительно в 1890 году строго на перекрестке нынешних улиц Московской и Гагарина. И вновь видим обилие пропильной резьбы по фризу, кружевные наличники, плюс изогнутые декоративные кронштейны под крышей.

Дом купца Кучина, конец ХIХ - начало ХХ вв. (Московская, 21)

Автор: Админ

По углам дома со стороны Московской улицы в крышу врезаны две башенки. Одна из них со стороны перекрёстка завершена четырёхгранным килевидным шатром, вторая башня над парадными сенями - четырёхгранным пирамидальным шатром. Кровля башенок покрыта листовым железом, имитирующим черепицу.

Нижний этаж купеческого дома, где располагались все хозяйственные постройки, традиционно выполнен в камне. Второй этаж - деревянный. Межэтажная деревянная лестница и изразцовые печи в доме не сохранились. Сейчас здесь мотель и кафе, где пекут самую вкусную в Гороховце самсу. И гостей встречает пушистая кошка.

Автор: Админ

Продолжаем свой маршрут по Московской, и вскоре оказываемся рядом со сказочным теремом, в котором когда-то жила семья Михаила Ивановича Шорина.

Деревянный дом Шорина, начало ХХ века (Московская, 43)

Автор: Админ

В 1902 году Иван Александрович Шорин основал в Гороховце котельный и судостроительный завод. Обосновавшись, он строит несколько домов для себя и своих родственников. Этот загородный особняк Иван Александрович предположительно построил в 1911 году для своего сына - управляющего котельно-судостроительного завода Михаила Ивановича Шорина.

Нет в облике Шоринского терема ни аляповатости, ни безвкусицы. Напротив, обходя его вокруг, открываются все новые и новые детали, все больше убеждающие зрителя, что архитектору и гороховецким строителям удалось органично сочетать сложную резьбу русского стиля с изысканными, плавными линиями модерна.

Авторство дома приписывают петербургскому архитектору Юлию Фёдоровичу Бруни, однако краеведы предполагают, что автора проекта особняка надо искать среди московских архитекторов: Иван Шорин долго работал в Москве в конторе инженера Александра Вениаминовича Бари вместе с Владимиром Григорьевичем Шуховым и многими замечательными архитекторами, что дает повод усомниться в желании Шорина заказать проект у петербургского архитектора.

Сказочный облик дому придают две не похожие друг на друга башенки - круглая и прямоугольная, с разным деревянным декором. Обратите внимание, что круглая башня собрана из цельных гнутых бревен (!), уложенных по диаметру ее круглых стен.

Автор: Админ

В советское время в здании располагалась школа, сейчас - районный Дом народного творчества и ремесел.

Сворачиваем с Московской на улицу Ленина, бывшую Благовещенскую, которая приведет нас прямиком к центру города и Благовещенскому собору. На этой улице сохранились дома с характерной для Гороховца деревянной пропильной резьбой на окнах и фасадах, и еще два замечательных деревянных дома, сочетающих в своем облики русский стиль и модерн.

Один из них - городская усадьба купца И.П. Морозова, конец XIX - начало ХХ вв. (Ленина, 83)

Автор: Админ

Точная дата постройки и автор проекта дома неизвестны, но по внешнему облику строительство дома предположительно относится к первым годам XX века. Усадьба, объединяющая главный дом (1900-е годы) и жилой флигель (конец XIX - начало ХХ вв.), первоначально принадлежала Ивану Александровичу Шорину, но со временем перешла к его зятю купцу И.П. Морозову.

Деревянный одноэтажный дом на каменном подвале построен в стиле позднего русского историзма с элементами модерна, и выглядит невероятно легким и изысканным. По бокам кровли поставлены две декоративные башенки. Правая башенка, в виде шатра с ложными "луковичными" оконцами, установлена на ромбическое основание, повернутом углом в сторону улицы, и усложнена в нижней части "бочкой".

Автор: Админ

В свою очередь, "бочка" украшена характерным для русского деревянного зодчества свесом-перекрестием и выпусками "полотенец" с прорезными крестиками с точками - славянским символом засеянного поля, символом плодородия. Этот орнамент многократно повторяется во всем деревянном декоре главного дома усадьбы Морозова.

Если от дома Морозовых перейдете на противоположную сторону дороги и пройдете сотню метров в сторону цента, то увидите еще один замечательный образец гороховецкой деревянной архитектуры.

Дом председателя земской управы Пришлецова или "дом с русалками", 1915 г. (Ленина, 38)

Автор: Админ

В 1915 году дом построили для председателя земской управы Федора Ксенофонтовича Пришлецова, а затем он перешел к гороховецкому градоначальнику. После 1917 года в нем была и аптека, и городская ячейка РСДРП(б), а сейчас это просто жилой дом.

Дом интересен не только своими формами, но и наличниками с глухой гороховецкой резьбой. В центре фасада - оконный проем с трапециевидным завершением центральной части, увенчанный очельем сложной формы, украшенным глухой резьбой с изображением льва и двух русалок-фараонок среди растительного орнамента.

Автор: Админ

Почему фараонки? Потому что на Руси они считались хранительницами очага. Причем, в Нижегородской области встречается деревянная резьба с изображением русалок мужского рода, которых называли фараонами.

С улицы хорошо просматривается вытянутое по горизонтали окно мезонина. В центре окна - возвышение над находившейся когда-то здесь балконной дверью. На очелье хорошо видны две резные птицы Сирин.

Автор: Админ

Над северным торцом сеней возвышается массивная двухъярусная башня, увенчанная четырехгранной шатровой кровлей с чешуйчатой, имитирующей черепицу, поверхностью и шпилем. На втором этаже - небольшие треугольные чердачные окна со шпилями.

Автор: Админ

Если аккуратно заглянуть через забор (это же все-таки не только памятник архитектуры, но и жилой дом), то видно, что со стороны сада никаких украшений на доме нет.

И, наконец, двигаясь все ближе к историческому центру, сворачиваем в Пушкинский переулок, чтобы взглянуть на очередной деревянный дом, построенный в конце XIX - начало ХХ вв. (Пушкинский переулок, 1)

Автор: Админ

Автор: Админ

Двухэтажный деревянный дом на каменном основании, построенный в традициях городских домов купечества, небогатого дворянства и состоятельных разночинцев середины второй половины XIX века, расположен на одной из лучших пейзажных точек Гороховца - на склоне Пужаловой горы в историческом центре города в бывшем Ратмановом переулке.

Наименование Пушкинского переулка как Ратманова относится к XVIII столетию, когда в составе городских ратуш существовали выборные должности - ратманы. Вероятно, один из выборных на должность жил в этом переулке.

Нижняя часть дома построена предположительно в первой половине XIX века, а второй этаж, украшенный шатрами и пропильной резьбой, соответствуют архитектуре рубежа XIX-ХХ столетий, времени перехода от позднего историзма к раннему модерну. Есть только небольшое исключение: верхние доски оконных наличников бельэтажа с полусолнцем по рисунку и характеру резьбы можно отнести к 1840-1850 годам. Возможно, их демонтировали с предыдущего деревянного дома и установили уже на новой постройке.

Автор: Админ

На фасаде со стороны улицы Ленина по центру расположено широкое окно, а над ним высокий узкий килевидный фронтон-щипец, в глубине которого виднеется чердачное трапециевидной окно с наличниками. Линии наличника плавные, что и соответствует стилю модерн, в котором он выполнен.

Автор: Админ

В Гороховце еще много деревянных домов, которые так и просятся, чтобы о них рассказали. И у вас, и у нас такая возможность еще будет, если соберемся в "Град святой Богородицы". Почему Гороховец так называли? Об этом будет вторая часть рассказа о городе.

Все фотографии альбома Достопримечательности старинного Гороховца

Тэги: модерн, наличники, деревянные дома, русский стиль, деревянная резьба

2016-02-27


Реклама

Горящие туры от всех туроператоров
Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено