X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Монино - музей самолетов
Казань - третья столица
Калязин - затонувший город

Главная / Блог / Музей ар-деко в Москве: скульптуры Чипаруса (часть 2)

Музей ар-деко в Москве: скульптуры Чипаруса (часть 2)

Россия - Москва - Москва

Начало. Музей ар-деко в Москве (часть 1)

Самая многочисленная группа кабинетной скульптуры в музее ар деко принадлежит руке скульптора Деметра Чипаруса. Он не первый, кто выбрал для создания статуэток хрисоэлефантинную технику, суть которой заключается в комбинации металла и слоновой кости. Но если в античные времена, создавая статуи богов, скульптор не жалел золота, то в ХХ веке Чипарус заменил золото бронзой и серебром. Статуэтки стали дешевле, но не менее декоративны.

«Таис», Дмитрий Чипарус

Автор: Админ

Несмотря на удивительную тонкость, изящество работ скульптора, о Деметре Чипарусе сохранилось откровенно мало информации. Известно, что родился он в 1886 году в городке Дорохой на северо-востоке Румынии в достаточно обеспеченной семье. По какой-то причине он не стал продолжать семейное дело. Как только ему исполнилось двадцать пять лет, он решает уехать в Италию изучать искусство. На три года (с 1909 по 1912) Чипарус задерживается в мастерской скульптора Раффаэлло Романелли, но затем едет в Париж, где поступает в Национальную высшую школу изящных искусств.

Первый показ работ Чипаруса прошел в 1914 году на Парижском салоне. Тогда он показал публике небольшие скульптуры детей в реалистической манере, которые вскоре были запущены в производство. Некоторые из этих ранних работ можно увидеть в одной из немногочисленных застекленных витрин музея Ар Деко (немногочисленных, потому что остальные скульптуры стоят открыто, без всякого стекла). Фотографировать через стекло сложно, поэтому покажу фото бронзовых "детей Чипаруса" из сети.

С этой и подобных фигурок начинал мастер.

Автор: Админ

Еще одна миниатюра стояла в музее без подписи. Возможно, и она выполнена в конце 1910-х годов молодым Чипарусом.

Автор: Админ

Детские фигурки милы, они подкупают реалистичностью и тонкостью исполнения, но не идут ни в какое сравнение со скульптурами Чипаруса 1920-1930-х, ставшими визитной карточкой стиля Ар деко. В этом кроется одна из причин, по которой, если и подделывают работы Чипаруса, то выбирают для копирования и подражания миниатюры именно этого периода.

Что же в этих статуэтках особенного? Не он один работал в стилистике ар деко, создавая модные кабинетно-будуарные аксессуары. Но Чипарус был чертовски талантлив. Да, он выбрал для своего творчества то, что было модно, хорошо продавалось и за что щедро платили. Но его скульптуры были и остаются невероятно стильными вещицами, которые интересны не только узкому кругу избранных знатоков искусства. Они настолько хороши, что, притягивая взгляды, вызывая эмоции и становясь доступны для понимания практически любому зрителю, не отягощённому глубокими познаниями в теории искусства.

Как и многие другие скульпторы 1920-1930-х годов, в своих работах он постоянно обыгрывает тему танца. Танцовщицы Чипаруса или облачены в сложные театральные костюмы, или изображают исторических героинь в исполнении главных фам фаталь немого кино начала XX века вроде волооких Теды Бара и Олив Томас. Поэтому искать историческую подлинность костюма в скульптуре Чипаруса не стоит.

Теда Бара в фильме "Клеопатра", 1917 год

Автор: Админ

Его "Семирамида" одета скорее как танцовщица "Русских сезонов" Дягилева или героиня Теды Бары, в вышедшем в 1917 году фильма "Клеопатра". Как выглядела в действительности жена вавилонского царя Навуходоносора, с именем которой связаны легендарные висячие сады, никто не знает. Но благодаря фантазии Чипаруса у неё утонченный профиль, высокая прическа, точеная фигура, прикрытая фантазийным нарядом и роскошным покрывалом на кольцах. Обратите внимание на плащ. Трудно поверить, но складки и рисунок золоченой ткани сделаны на бронзе.

Автор: Админ

Еще более сложный рисунок нанесен на плащ мифической царица Атлантиды "Антинеи". Великолепное покрывало, спадающее складками, сделано из тонированной патинированной бронзы и выглядит так, как будто это настоящая ткань.

Автор: Админ

Вероятно, идея для этой работы родилась у Чипаруса (или это было требование заказчика?) после выхода в свет в 1919 году романа Пьера Бенуа "Атлантида", а затем и снятого по роману в 1921 году французского фильмы "Атлантида" со Стасей Наперковской в главной роли.

Автор: Админ

Автор романа описывал Антинею как "…худенькую молодую девушку с продолговатыми зелеными глазами, с маленьким профилем хищной птицы". Не теми ли чертами наделил Чипарус свою модель?

Модели работ Чипаруса отличаются от стандартов женской красоты эпохи ар нуво. В искусстве, как и в реальной жизни, Первая мировая война избавила общество от многих гендерных стереотипов. Сначала ушли в прошлое корсет и мода на длинные волосы, следом появился новый образ самостоятельной женщины, чувствующей себя равной мужчине и без тени смущения показывающей это.

В придуманной мастером "Саломее" есть черты балетного образа звезды "Русских сезонов" Иды Рубинштейн, исполнявшую танец семи покрывал в спектакле Флорана Шмитта "Трагедия Саломеи". Балет был поставлен в 1913 году Борисом Романовым по мотивам одноименной пьесы Оскара Уайльда. Костюмы и декорации к спектаклю были выполнены по эскизам Сергея Судейкина.

Автор: Админ

Чипарус выбрал для себя эпизод, когда дочь Иродиады и падчерица царя Ирода танцем просила принести на серебряном блюде отвергшего её любовь голову Иоанна Крестителя. В пьесе Уайльда есть момент, когда перед танцем Саломея просит своих служанок принести благовония и снять с неё сандалии. Возможно, этот момент и изобразил Чипарусом - ведь Саломея босая. Выходит, что чём-то скульптор точно следовал тексту Уайльда.

Еще известно, что на сцене Ида Рубинштейн сбрасывала с себя одно за другим все семь покрывал, пока не оставалась обнаженной. По этой причине спектакль был запрещен к показу в Санкт-Петербурге, и его увидели только парижские зрители. И на Саломее Чипаруса больше одежды, чем на некоторых других его моделях.

Интересно наблюдать, как скульптор обыгрывает разные варианты костюмов, намекающих, но не претендующих на достоверность их восточного, славянского или египетского происхождения. Все эти девушки в фантазийных нарядах всего лишь образы, навеянные "Русскими сезонами" и кинематографом. Вряд ли в реальности можно встретить такой русский наряд. Но в моду вошло всё а la russe, и Чипарус не отстает от модных веяний.

"Русский крестьянский танец", Дмитрий Чипарус

Автор: Админ

Та же история с экзотическими танцовщицами в восточных шароварах и плиссированных юбках, вошедших в моду одновременно с модой на Древний Египет, вспыхнувшей после того, как была открыта гробница Тутанхамона.

"Танец бабочки", Дмитрий Чипарус

Автор: Админ

Немногочисленные исключения в этом списке фантазийных образов все же имеются. Костюм солистки Лолы Мензелли из оперетты Легара "Там, где жаворонок поёт" Чипарус воссоздал по фотографиям в модных журналах, и облачил в него свою "Венгерскую танцовщицу". Прибавьте сюда скульптуру "Танго", изображающую звездную пару немого кино Рудольфа Валентино и его жену Наташу Рамбову. Позы фигурок навеяны сценами из фильма 1921 года "Четыре всадника Апокалипсиса", после которого было положено начало "тангомании".

Автор: Админ

Рудольф Валентино и его жена Наташа Рамбова

Автор: Админ

Всматриваясь в идеальные лица статуэток, с их точеными носами, губами в форме «изогнутого лука Венеры» и миндалевидными глазами, начинаешь фантазировать на тему, а как же выглядела жена Чипаруса? Непременно представляешь её красавицей, музой и никак иначе. Веришь, что подсознательно скульптор наделял все свои модели её чертами. И когда нашла в сети небольшую, но всё же достаточно чёткую фотографию Чипаруса с женой, поняла, что, скорее всего, я не ошиблась - Жюльен Люльер очень мила. То же видим и на сохранившемся этюд с обнаженной Жюльен. Оказалось, что Деметр был не только скульптором, но и не для продажи, а в своё удовольствие писал картины.

Автор: Админ

В конце 1930-х годов удача оставляет скульптора. С началом Второй мировой войны дорогие бронзовые изделия, к коим относились и работы Чипаруса, перестают выпускать, и большинство литейных мастерских Франции закрываются. С начала 1940-х годов Деметр не продал ни одной своей модели. Но он все равно продолжает работать, создавая терракотовые скульптуры в основном на анималистическую тему. Последняя выставка прошла на Парижском Салоне в 1942 году. Скульптор продолжал работать вплоть до января 1947 года, когда возвращаясь с этюдов из Венсенского зоопарка, у него остановилось сердце. Деметер Чипарус был похоронен на кладбище Банье на юго-востоке Парижа.

О мастере забыли на долгие годы. Только в 1970-х на волне интереса к недолгому, но яркому периоду ар деко вновь заговорили Чипарусе. В 1988 году на аукционе Sothebys одним из самых ценных лотов была признана скульптура Чипаруса "Друзья навеки".

Автор: Админ

Русскому Дому Ар деко принадлежит крупнейшая коллекция Чипаруса (более 100). И, побывав в музее, у вас появится возможность не на картинках, а вживую увидеть работы мастера.

Адрес музея:

Москва, Лужнецкая наб., 2/4, стр. 4

Все фотографии альбома Музей Ар Деко

Тэги: ар деко, арт деко, скульптура, музеи Москвы, Москва, Чипарус

2017-04-27


Реклама