X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Калуга город Циолковского
Кострома мон амур
Староверческий Боровск

Главная / Блог / Ледокол «Ангара» в Иркутске

Ледокол «Ангара» в Иркутске

Россия - Иркутская область - Иркутск

В одном из жилых микрорайонов Иркутска, недалеко от плотины ГЭС стоит один из самых старых сохранившихся в мире ледоколов - "Ангара".

Автор: Админ

"Ангару" построили в 1900 году как вспомогательное судно для совместного плавания с более крупным и мощным собратом - ледоколом "Байкал". Вместе они совершали рейды между пристанями Байкал и Мысовая (позже заменили на Танхой) во время строительства Великой Сибирской железнодорожной магистрали.

Погрузка вагонов и поездов на паром-ледокола «Байкал» (слева), рядом сопровождающая «Ангара»

Автор: Админ

Идея постройки ледоколов и организации железнодорожной паромной переправы, как временной меры, позволяющей соединить две стороны озера до начала запуска Кругобайкальской железной дороги, была предложена Сергеем Юльевичем Витте в 1893 году. На тот момент Витте занимал пост министра финансов России, но прежде год пробыл в должности министра путей сообщения, и поэтому знал, о чём говорил.

После долгих изыскательских работ, длившихся почти 3 года, в конце 1895 Комитет Сибирской железной дороги выделил кредит на постройку паромной переправы и заключил контракт с английской фирмой "Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Компания" в Ньюкасле на изготовление парома-ледокола.

Если первоначально за прототип "Байкала" и "Ангары" брали американский паром-ледокол с озера Эри, то после поездки на Байкал министра путей сообщения князя Михаила Ивановича Хилкова от идеи строительства обшитого листовым железом дубового судна сразу отказались.

Чтобы ледокол мог справиться с метровой толщей льда Байкала, для корпуса судна выбрали сталь лучшей марки - сименс-мартеновскую. Плавучесть парома в случае пробоин в трюме обеспечивали многочисленные водонепроницаемые переборки, а дно сделали двойным, как у тяжелых военных судов.

Летом 1896 года англичане построили корпус парома-ледокола "Байкал", спустили его в Ла-Манш, затем разобрали на детали и в таком виде отправили в Петербург. Двигатели судна были готовы к осени, их отправили в Ревель (Таллин). Оставалось самое сложное - переправить 2500 тонны "железных частей" ледокола на Байкал. С Балтики по железной дороге груз доставили в Красноярск, но дальше рельсы заканчивались, и тонны металла перевозили по Московскому тракту на лошадях и по рекам Енисей и Ангара. Оказалось, что в ряде мест на Ангаре требовалось улучшить русло, поэтому попутно велись работы по расчистке реки.

Но цель была достигнута - разобранный на детали ледокол прибыл в пункт назначения, на западный берег Байкала в село Лиственичное. Село было связано с Иркутском телеграфом и телефоном. Здесь находились пристани и механические мастерские. В тот период именно к Лиственичному планировали подвести железнодорожную трассу, идущую по правому берегу Ангары.

Сборка началась 15 января 1898 года. Были привлечены 420 рабочих, привезённых с кораблестроительных заводов Петербурга, и 17 июня 1899 года ледокол спустили на воду.

Спуск ледокола «Байкал» на воду 17 июня 1899 года

Автор: Админ

На "Байкале" было 3 палубы. Нижняя палуба предназначалась для перевозки 25 тяжёлых пассажирских вагонов и паровозов, для чего предусмотрели три рельсовых пути. Всего ледокол мог брать на борт 200 пассажиров и 850 тонн трюмного груза. В военное время на нём перевозили 2.5 тысяч человек и 250 лошадей. Судно обслуживалось командой до 200 человек, в том числе 21 машинистом паровых котлов.

По своим размерам "Байкал" уступал только ледоколу "Ермак", построенному в Англии по заказу адмирала Макарова в 1899 году для вождения кораблей в тяжёлых льдах. Размеры "Ермака": длина - 97,56 м, ширина - 21,64. Для сравнения технические характеристики "Байкала": длина - 89 м, ширина - 17,5 м, мощность - 3750 л.с., осадка - 5.8 м. Ледокол мог развивать скорость до 20 км/ч и был в состоянии ломать лед до 1 метра толщиной.

После 22 пробных рейсов 24 апреля 1900 года "Байкал", груженый 500 пассажирами, 167 лошадьми, 2 паровозами, 3 вагонами и 1 000 пудами груза, вышел в свой первый рабочий рейс от ст. Байкал на Мысовую. Весь маршрут составил 17 часов. Обратно тот же путь по проложенному фарватеру ледокол прошёл за 5 часов. Вплоть до Гражданской войны ледокол-переправа "Байкал" пересекает озеро по расписанию, утверждённому руководством железной дороги.

С началом Гражданской войны "Байкал", находясь в распоряжении красных, укомплектовали пушками и пулеметами, превратив в военный корабль. Вслед за покидавшими Иркутск красными, "Байкал" перевели на пристань Мысовую. Здесь в 17 августа 1918 года во время десанта белочехов в тыл красных, "Байкал" обстреляли полевой артиллерией. Судно полностью выгорело. В таком виде оно простояло до 1920 года. После его отбуксировали в порт Байкал, где, простояв до 1926 года, он был порезан на металл. Сохранились лишь передние винты и часть силовой установки. Хотя… До сих пор ходят разговоры, что в глубинах озера видели корпус ледокола с его четырьмя гигантскими трубами, а в трюме лежат тонны золота, которые отступающие большевики вывозили из Иркутска.

После такой истории нам непременно захотелось побывать на младшем собрате "Байкале" - ледоколе "Ангаре". Изготовитель "Ангары" та же английская фирма "Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Компания". Спуск ледокола состоялся 25 июля 1900 года, и 1 августа он включился в работу переправы.

"Ангара" выглядела изящней своего "Байкала": длина - 61 м, ширина - 10.7 м, высота борта - 7.6 м, осадка кормой при полной загрузке достигала 4.7 м. Корпус ледокола - стальной, клепаный, толщина ледового пояса 25 мм. Для размещения груза и багажа имелись два трюма емкостью 653 м3 и грузоподъемностью 250 т.

На ледоколе установлен двигатели - четыре огнетрубных котла локомобильного типа и одна паровая машина тройного расширения, которая вращала 1 гребной винт диаметром 3.5 м. Огнетрубные котлы - тип паровых котлов, в которых вода находится в межтрубном пространстве.

Можно спуститься в машинное и котельное отделение. Вот так выглядят маховики паровой машины.

Автор: Админ

На противоположной стороне водотрубного котла установлены сборники пара. Пар из них подавался на двигатель.

Автор: Админ

Манометры, показывающие состояние двигателей

Автор: Админ

Двигатель ледокола работал на каменном угле из Черемховского месторождения: 230 т угля хватало на 115 часов хода судна. В 1956 году ледокол перевели на мазут, для чего на котлах сделали врезку форсунок - устройство по которому мазут поступал в топки. Но не учли, что температура горения мазута в топках значительно выше температуры горения угля (около 1700°C и 1000°C, соответственно). От превышения рабочей температуры металл в топках постепенно прогорел, и топки вышли из строя.

На "Ангаре" были оборудованы каюты для пассажиров 1-го и 2-го классов на 60 мест. Помещение 3-го класса на 100 мест располагалось в кормовой части ледокола. Во время русско-японской войны "Ангара" брала на борт 1000 человек. Сейчас эти пространства пустуют, изредка здесь устраивают небольшие экспозиции.

Автор: Админ

На двери бывшей каюты 3 класса висит табличка:

Автор: Админ

Речь в ней, о массовом убийстве семёновцами политзаключенных - сибирских эсеров-меньшевиков «Политцентра», созданного в ноябре 1919 года в Иркутске для подготовки восстания против колчаковского режима. 31 заложника раздели до нижнего белья и по одному выводили на палубу. Из экономии патронов, жертву били по голове деревянной колотушкой для околки льда и сбрасывали за борт.

На стенах бывшей кают-компании фотографии, рассказывающие об истории ледокола и его экипажей.

Автор: Админ

В ходовой рубке сохранились приборы, установленные еще англичанами.

Автор: Админ

На верхней палубе ледокола - дымовые и вентиляционные трубы.

Автор: Админ

Световой люк служил не только для освещения подпалубных помещений и машинного отделения, но и для их вентиляции.

Автор: Админ

После ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году, из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, "Ангару" на 10 лет поставили на консервацию. С началом Первой мировой войны из-за возросшего потока оборонных грузов по КБЖД возникли проблемы с пассажирскими перевозками, поэтому снова появилась потребность в возрождении активного пассажирского судоходства. В конце 1916 года "Ангара" после 10-летней стоянки совершила первый рейс до Нижнеангарска.

С началом Гражданской войны судно перешло к красным. На нем установили два 6-дюймовыми орудиями и четыре пулемёта для обстрела белочехов на берегу Байкала. Осенью 1918 года, в связи переходом власти в руки белых, "Ангара" вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена. Нынешние пушки на "Ангаре" современные. Их привезли из Владивостока и установлены при реставрации.

Автор: Админ

В мае 1920 года, когда на Байкал вернулись красные войска, и вплоть до 1922 года "Ангара" входила в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами.

25 декабря 1929 года ледокол потерпел крушение на обратном пути из Курбуликского залива и едва не затонул. В 1931-1932 годах судно прошло капитальный ремонт. Второй капитальный ремонт "Ангара" должна была пройти в мае 1941 года, он был отложен в связи с Великой Отечественной войной.

В 1942 году мужской экипаж "Ангары" ушел на фронт, и на ледокол матросами, кочегарами и масленщиками стали брать женщин. Женщины были даже рулевыми и штурманами. Вахту стояли как мужчины - 4 часа через 8. На ледоколе перевозили баржи с углем и рыбой.

"Ангара" доработала до конца навигации 1949 года. Было решено поставить ледокол на капремонт, но из-за проблем со старым стапелем не смогли поднять судно на берег. Ремонт затянулся на долгие годы. "Ангара" смогла выйти в плаванье только в июле 1960 года. Однако спустя два года, зимой 1962 года, ледокол был исключён из состава флота в связи с износом. В 1963 году "Ангару" заменил ледокольный теплоход "Коммунист".

Автор: Админ

До 1988 года "Ангара" простояла в Иркутском водохранилище в полузатопленной, пока после реставрации в 1990 году "Ангара" не встала на вечную стоянку напротив иркутского микрорайона Солнечный. На ледоколе по-прежнему остается много пустых помещений, требуется реставрация. Здесь есть на что посмотреть, хотя, по словам музейщиков много экспонатов находится в запасниках и не выставляются.

"Ангара" остается один из самых старых кораблей-памятников в России. Для сравнения питерская "Аврора" спущена на воду позже "Ангары". Всем, кому интересно прикоснуться к истории, очень советую здесь побывать.

Тэги: ледокол, Ангара, Иркутск

2017-04-06


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено