X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Новый Р?ерусалим
Нижний Новгород
Калининградский музей янтаря

Главная / Блог / Горная Ингушетия: башни Эгикала, храм Тхаба-Ерды и башни Вовнушки

Горная Ингушетия: башни Эгикала, храм Тхаба-Ерды и башни Вовнушки

Россия - Республика Ингушетия -

Вы знали, что на гербе Ингушетии изображена башня? Более того, самоназвание ингушей "галгай" переводят как "жители башен", а название страны "Галгай Мохк" - страна башен. Свое первое знакомство с удивительным краем, где родовые башни до сих пор стоят по соседству с жилыми домами, мы начали c селенья Эгикал.

Автор: Админ

В горной Ингушетии сохранилось около 500 памятников традиционной архитектуры. Все они расположены в Джейрахо-Ассинском музее-заповеднике, занимающем огромную территорию южного высокогорья республики. Разумеется, за один день объехать весь заповедник физически невозможно, как бы этого не хотелось.

В Эгикал из Пятигорска можно добраться на туристическом автобусе, на котором мы и отправились в своё однодневное путешествие вместе с десятком таких же любопытных. Уже через несколько часов пути позади остались Кабардино-Балкария и Северная Осетия, а затем от Владикавказа по легендарной Военно-Грузинской дороге мы подъехали к границе с Ингушетией. Что сказать про дороги? Они приличные. Что сказать про безопасность? Горная Ингушетия - пограничный район, и при въезде в Джейрахское ущелье у нас в очередной раз проверили паспорта. Но если вы не гражданин РФ, то заранее позаботьтесь о получении специального разрешения в ФСБ.

Автор: Админ

Через несколько километров от границы, сделали остановку у старейшего на Северном Кавказе санатория "Армхи". В местном кофе попробовали вкуснейшие пироги с молодым сыром - чапилгаши.

Автор: Админ

В хорошую погоду с площадки у кафе открывается отличный вид на один из символов Ингушетии - Столовую гору ("Маьт лоам"). В отличие от Казбека, её вершина не острая, а наоборот, плоская, за что гора и получила свое название. На её склоне сохранилось языческое святилище божества благополучия и плодородия Мят Сели. Туда в день летнего солнцестояния приносили жертвенные подарки - специально откормленных по этому случаю животных и хлеб, на который ставили особое клеймо - герб рода.

Вот там за облаками прячется Столовая гора, а внизу течет река Армхи.

Автор: Админ

В 2002 году маленькая Армхи вышла из берегов и полностью смыла селение Ольгети. Все шло к тому, что в Ингушетии появится заброшенный поселок. Но из "центра" пришли деньги, и через три месяца для каждой семьи были заново выстроены дома. На общем сходе жители решили назвать одну из улиц именем В.В. Путина. Как решили, так и сделали.

Еще выше на берегу Армхи чудесным образом сохранился один из самых интересных башенных комплексов Ингушетии - Эрзи. Но нам приходится выбирать между Эрзи и Эгикалом, потому с грустью провожаем взглядом 8 (!) вытянутых в небо боевых башен средневекового аула. Мы едем дальше, через Цей-Лоамский перевал в Таргимскую долину. По дороге автобус делает остановку на панорамной площадке на высоты 2200 над уровнем моря. Отсюда прекрасный вид на северные склоны Главного Кавказского хребта с его знаменитыми вершинами Казбек (5033 м) и Шоан (4158 м). Думаете, мы их увидели? Нет! Как и Столовая гора, вершины прятались за облаками.

Автор: Админ

Нам оставалось, ёжась от ветра, изучать местную флору, и всматриваться в облака в робкой надежде, что погода улучшится.

Автор: Админ

Автор: Админ

Но не тут-то было. Как только на южном склоне горы Цей-Лоам обозначились развалины Эгикала, небо прорвало. Знакомство с архитектурной жемчужиной Горной Ингушетии состоялось под хлесткими каплями холодного дождя в горах.

Автор: Админ

Село Эгикал, расположившееся в среднем течении реки Асса, в Таргимской котловине, считается одним из древнейших и крупнейших поселений ингушей, где в Средние века был процветающий торговый и ремесленный центр на перекрестке дорог из Дарьяльского ущелья в Чечню и с равнины в Грузию. Здесь нашли и самые древние каменные постройки - мегалитические (или циклопические) дома-крепости из огромных, до восьми тонн, камней, площадью 20 на 20 метров. Камни нагромождены друг на друга без какого-либо скрепляющего раствора. Кто и как строил эти дома - для ученых пока загадка. О времени появления первых башен на территории Ингушетии историки спорят до сих пор. Предположительно башни начали строить после гуннского нашествия, примерно в V веке. Точную дату мы узнаем совсем скоро, после изучения результатов запланированных на ближайшие годы радиоуглеродного и дендрохронологического анализов.

Все жилые башенные комплексы задумывались как оборонительные крепости, поэтому для их постройки выбирали максимально труднодоступное места. И чем древнее селение, тем выше в горах оно находится. Другое важное условие выбора места - наличие источника воды, необходимой и в мирное время, и в войну.

Примерно с V по XIV века ингуши возводили, в основном, жилые и полубоевые 2-3 этажные башни высотой до 10 метров - "гала". Отсюда и самоназвание ингушей - "галгай". Ингушетией этот край стали назвать терские казаки по наименованию аула Ангушт (Ингушт). Маленькое примечание: в Средние века ингуши считались искуснейшими строителями, их приглашали для строительства собственных укреплений грузины, осетины, чеченцы, притом, что письменность у них появилась только в XIX веке.

Автор: Админ

Все башни имели примерно одинаковое устройство. В центре её находился опорный четырехгранный столб. На первом этаже обычно держали скот. Тепло от животных поднималось вверх через бревенчатые перекрытия, согревая жилые этажи. На втором этаже устраивали очаг, считавшийся для ингушей-язычников священным местом в доме. Они верили, что возле огня обитают души умерших, и, бросая кусочки еды в пламя, угощали незримых предков. С очагом связаны и другие обычаи. Когда девушка выходила замуж, она брала в руки надочажную цепь в родном доме, как бы прощаясь с ним, а затем - цепь в доме жениха, хозяйкой которого она становилась. Если же род пресекался, то надочажную цепь хоронили вместе с последним представителем фамилии.

Следующие этажи башни были жилыми. Семья хозяина обычно жила на третьем этаже, а если в башне было четыре этажа, то там обитала вторая семья, либо располагалась гостиная. Никакой мебели в жилище не предполагалось. Все, чем владела семья, хранили в нишах и выемках каменных стен, а одежду развешивали на веревках.

В Средние века, помимо внешних угроз в ингушском обществе стали проявляться постоянные междоусобицы, что дало толчок к повсеместному строительству полубоевых башен. И хотя они назывались так же, как жилые - "гала", в них дополнительно устраивали бойницы для стрельбы из лука и специальные балкончики на последнем ярусе - "машикули", откуда оборонявшиеся выливали на головы врагов что-нибудь очень горячее или сбрасывали камни.

Постепенно полубоевые башни эволюционировали в боевые - "воув", и башенный комплекс окончательно принял тот вид, отголоски которого мы можем видеть в Эгикале. По разным подсчетам в селении располагалось более сотни различных сооружений XII до XVIII веков. Ингуши жили здесь вплоть до депортации 1944 года.

Среди каменных построек Эгикала выделяется единственная уцелевшая 27-метровая боевая башня XVII века. А когда-то над аулом возвышались 4 боевые башни.

Автор: Админ

Боевые башни ставили в стратегически важных местах - по периметру села, у входа в село, на пересечении дорог, у входа в ущелье. Сами селения располагались на таком расстоянии друг от друга, чтобы из одного села всегда можно было разглядеть сигнальные огни на боевой башне соседнего.

Видно, что кверху башня сужается, хотя это никак не отражается на площади внутри. Такой эффект достигается за счет уменьшения толщины стен, доходящей у основания до 1 метра. При ширине стены в 1 метр, единственном входе на уровне 2-3 этажей, куда защитники башни попадали по приставной лестнице, и постоянно летящих сверху камней и стрел, взять башню штурмом практически невозможно. Во время осады на первом этаже держали пленников, в специальном отсеке хранили запасы провизии и воды. Второй этаж занимали вооруженные воины, и здесь же располагался очаг, третий отводился защитникам и их семьям, выше могли находиться только защитники и наблюдатели. Этажность ингушских боевых башен варьирует от 4 до 7 этажей.

Башню строили без фундамента, на скальной основе, закладывая по углам основания 4 валуна высотой с человеческий рост. Эти камни считались самыми ценными. Нередко, такие валуны в дом невесты приносил жених в качестве подарка. Место под строительство боевой башни с вечера поливали молоком, и если к утру молоко не впиталось, основу для строительства считали подходящей. Если же молоко просачивалось, то рыли глубже, пока не добирались до скального основания.

Строительство боевой башни было дорогим и трудозатратным, позволить такое могли немногие. Как правило, сначала семья возводила жилую башню, и позже, если было достаточно средств, строили собственную боевую башню. Причем строительство нужно было закончить за несколько теплых месяцев - с мая по октябрь. Если оно затягивалось, род считали слабым.

Окончание строительства знаменовалось установкой на вершине башни конического замкового камня. За эту работу мастер по традиции щедро вознаграждался - получал лошадь или быка. Всего же за работу башенному мастеру причиталось от 50 до 80 коров.

На боевой башне в Эгикале под машикулью мастер изобразил крест с голгофой - христианская эмблема, распространенная в Средневековье. Что неудивительно, ведь ислам в Ингушетии окончательно утвердился только в XIX веке.

Автор: Админ

На стенах других построек селения сохранились петроглифы. В основном это солярные знаки, человеческие фигуры или лабиринты.

Автор: Админ

В периоды войн и междоусобиц в аулах с боевыми башнями вплотную к мощным каменным стенам пристраивали свои мазанки менее сильные семейства, чтобы оказаться под защитой сильного соседа. Все башни вплотную окружала общая крепостная стена, доходящая в высоту до третьего этажа боевой башни, но в Эгикале от крепостной стены ничего не сохранилось. Боевые башни оставались неуязвимы до распространения огнестрельного оружия, и к концу XVIII века их практически перестали строить.

Кроме башен, у каждого рода было свое фамильное кладбище. Отсюда в селение огромное количество святилищ и склепов, причем захоронения - подземные, полуподземные, надземные разной религиозной принадлежности. Более ранние подземные могильники называются "Iимар" ("царство мертвых"), но поскольку земли в горах мало, покойников стали хоронить в компактных гробницах, выбирая под склепы непригодных для земледелия участках. Местный климат, сухой высокогорный воздух способствовали естественной мумификации тел, так что умершие предки, расположившись рядом с жилым домом, никак не мешали хозяевам. Ингуши называют такие склепы "солнечными могильниками" - загробная жизнь представляется им продолжением жизни земной, только солнце для мертвых светит ночью.

Автор: Админ

Основание гробницы делали небольшим, но в высоту она могла доходить до пяти ярусов, поэтому в одном склепе помещается до двух сотен умерших. В некоторых усыпальницах хоронили представителей разных фамилий, но каждой отводились определенные этажи. При этом покойников снабжали оружием, украшениями и всеми бытовыми предметами, которые могли им понадобиться в загробной жизни. Строительство склепов, так же как и башен, заказывали мастеру, что обходилось семье в 15 коров. Но ингушская поговорка гласит, что горец при жизни должен иметь башню, а после смерти - склеп.

Побродив по улочкам Эгикала, едем дальше. А дальше нас ждет встреча с древнехристианским храмом Тхаба-Ерды.

Автор: Админ

С точным временем постройки ученые до сих пор не определились. Кто-то называет VIII - IX век, другие настаивают на XII веке. Вопрос, кто построил, так же остается открытым. Христианские проповедники пришли в Ингушетию из Грузии. Со временем языческие верования ингушей органично переплелись с новой для них религией, отчего в христианских храмах часто приносили жертвоприношения и молились не только новым святым, но и старым богам. Ислам на территории Ингушетии приняли только около двух веков назад. Но и с принятием ислама Тхаба-Ерды оставался действующим храмом вплоть до депортации ингушей в 1944 году. С 2012 года по большим праздникам в храме вновь возобновили службу. Кто приходит на службу? Не знаю. Может быть, пограничники с соседней заставы.

За ключом от дверей храма, надо заезжать к леснику. Внутри Тхаба-Ерды оказался темным, холодным, но выходить оттуда не хочется. Тихо, спокойно.

Автор: Админ

От внутренней отделки храма почти ничего не сохранилось, в отличие от многочисленных фрагментов внешних украшений. Правда, остается под вопросом, в верной ли последовательности собраны эти фрагменты, но это к специалистам. Мы ограничились угадыванием, кто изображен на барельефах западного и восточного фасадов, что на стене делает лучник и почему на каменных колонах у входа в храм отчетливо просматривается свастика.

Автор: Админ

Свои храмы и святилища ингуши строили не только в селениях, но и между ними, выбирая места на возвышениях. Храм Тхаба-Ерды как раз расположен на одном из таких продуваемых всеми ветрами пригорке недалеко от села Хайрах. Если спуститься с холма, то внизу можно увидеть место слияния двух рек - мутной Гулай и прозрачной Ассы.

Автор: Админ

Думаете, на этом однодневная поездка закончилась? Сюрприз! Компенсацией за дождь в Эгикале стало предложение проводника и шофера за дополнительную плату доехать до Вовнушек - "Место боевых башен".

Автор: Админ

Четырехъярусные башни на берегу реки Гулай построили в начале XVIII века прямо на крутых скалах по обеим сторонам ущелья. Из башен охраняли дорогу, по которой проходили торговые караваны через кавказский хребет. Вовнушки и еще два десятка башенных поселений принадлежали могущественному тейпу Оздоевых.

Автор: Админ

В отличие от боевой башни в Эгикале, Вовнушки представляют собой сложный комплекс из слитых вместе, подпирающих друг друга боевой и полубоевых башен. Говорят, что в древности башни по разным сторонам ущелья соединял подвесной мост.

Автор: Админ

Если подняться на скалу, на которой стоит одна из башен Вовнушек, то вдалеке, на склоне между ущельями Озди-чоч и Ах-чоч вполне можно разглядеть еще один башенный комплекс - "Башни двух соперниц". Он тоже принадлежал Оздоевым.

Автор: Админ

На этом основной туристический маршрут как бы и закончился. Но, как часто случается в таких поездках, запомнилось еще множество разных моментов, которые остались за кадром. Это и парящие над горами орлы, наконец-то мелькнувший в облаках Казбек, полная радуга-дуга над полем, разноцветные скалы по берегам горных речек, зеркальная гладь озера Тамбукан при въезде в Пятигорск и много-много еще вот таких маленьких событий. Согласитесь, совсем неплохо для одного дня.

Все фотографии альбома Горная Ингушетия: башни Эгикал, храм Тхаба-Ерды, Вовнушки

Тэги: Ингушетия, боевые башни, храмы, горя

2016-06-02


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено