X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Дмитров
Подмоклово, храм Рождества Богородицы
Новый Р?ерусалим

Главная / Блог / Ханский дворец в Бахчисарае

Ханский дворец в Бахчисарае

Россия - Автономная республика Крым - Бахчисарай

До Ханского дворца в Бахчисарае мы добрались ближе к вечеру, и благодаря доброму человеку, подхватившему нас по дороге из Тепе-Кермен, попали на последнюю в этот день экскурсию. С первого взгляда на расписанные сказочными цветами белые стены дворца, на черепичные крыши и стройные башенки минаретов в лучах заходящего ноябрьского солнца, хотелось говорить стихами. Но скудность стихотворного запаса возвращает к реальности, а потому расскажу о Ханском дворце в прозе.

Автор: Админ

Ханский дворец в Бахчисарае - яркий памятник восточной архитектуры XVI-XVII веков. Такие дворцовые комплексы правящих ханов, помимо Бахчисарайского, есть в Испании (Альгамбра) и Турции (Дворец Топкапы).

Долгая история дворца связана со становлением Крымского ханства, основанного в XV веке после распада Золотой орды потомком Чингисхана в 10-м поколении ханом Хаджи Гирей. За 342 года существования Крымского ханства как государства сменилось 48 ханов. После вхождения Крыма в состав Российской империи здесь была образована Таврическая губерния.

В средние века Бахчисарай был крупным торговым и ремесленническим центром Крыма. И если сам город безвозвратно утратил былые красоту и величие, то на сохранившиеся памятники архитектуры XVI- XVIII веков - Хан-Сарай, Успенский монастырь и город-крепость Чуфут-Кале, приезжают посмотреть многие.

Точная дата строительства дворца неизвестна, но предполагают, что Хан-Сарай был готов в XVI веке во время правления хана Сахиба Гирея. Дворец со всех сторон окружали сады, отсюда и название вначале дворца, затем города Бахчисарай - "дворец в саду". В прежние времена территория дворцового комплекса составляла 12 гектаров, но город век за веком понемногу наступал на дворцовые земли, сократив их втрое.

Дворец несколько раз горел, разрушался и восстанавливался, отчего судить о его первоначальном виде очень сложно. Последний крымский хан Шагин-Гирей, навсегда покидая Крым, вывез из полуразрушенного дворца все, что было в нем лучшего. Долгие годы Ханский дворец пустовал, в разное время здесь были Дума, гостиница для знатных гостей, дом туриста, а с 1917 года музей. Реставрация Ханского дворца продолжается по сей день.

Старейшие постройки дворцового комплекса - большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, датируются 1532 годом. Войдя с улицы в Посольский садик сразу видим Большую Ханскую мечеть или Хан-Джами.

Автор: Админ

Большая дворцовая мечеть (Хан-Джами) примыкает к восточной стене Свитского корпуса. Последний раз мечеть перестраивали в 1740 году при хане Селямет-Гирее мастером Омером. Еще с улицы видны легкие изящные минареты, украшающие мечеть по бокам. Их островерхие крыши завершают алем - полумесяц. Мечеть действующая, и пять раз в день с минаретов муэдзины призывали правоверных мусульман Бахчисарая на молитву.

Во внутреннем дворе установлен памятник в честь визита императрицы Екатерины II 14 мая 1787 года.

Попасть во дворец можно через парадный вход - портал Железных дверей ("Демир капу").

Автор: Админ

Изящный резной портал из местного известняка, обрамляет массивные дубовые двери, обитые листами кованого железа. Отсюда его крымскотатарское название - "Демир Капу", т.е. "Железные двери".

Создатель портала - итальянский зодчий Алевиз (прозванный на Руси Фрязиным Новым), следовавший в Москву по приглашению Ивана III. Хан Менгли-Гирей задержал мастера и его сопровождение у себя во дворце, и около года итальянец провел в Крыму, работая над украшением ханского дворца.

Известно, что работой над порталом занимался итальянский архитектор Алевиз Новый, следовавший через Крым в Москву по приглашению Ивана III и задержанный вместе с группой мастеров ханом Менгли Гиреем. Добравшись до Москвы, тот же Алевиз Новый построил Архангельский собор, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре и храмы Александровской Слободы

Восточный колорит ренессансной каменной резьбе придают надпись арабской вязью. Надпись в тимпане гласит: "Властитель этого дворца и повелитель сей страны султан всемилостивый, Менгли Гирей хан, сын Хаджи Гирей хана, да помилует Бог его и его родителей в обоих мирах".

Автор: Админ

По фризу мастера выбили в камне следующее: "Этот великолепный вход и эти величественные двери сооружены по повелению султана двух материков и хакана двух морей, султана Менгли Гирей хана, сына Хаджи Гирей хана, 909". 909 год в переводе с мусульманского летоисчисления (хиджра) на христианский календарь соответствует 1503 году.

Портал был отреставрирован в конце XX века. Оценить труд мастеров-реставраторов, можно сравнив обновленный рисунок с небольшим серым участком неотреставрированной каменной резьбы.

Через эту дверь послы и купцы, пробыв определенное время в Посольском садике, входили в Фонтанный дворик и направлялись на прием к хану в зал Ханского дивана. В переводе с персидского диван - "государственное совет", "собрание".

В зале государственного совета ("диван собрание") в XVI-XVIII веках совета принимались решения по всем вопросам внутренней и внешней политики Крымского ханства. В совет входили самые высокопоставленные чиновники и знать, без согласия которых хан не мог принимать никаких важных решений. Забегая немного вперед, скажу, что среди заседавших могли быть и женщины - анабеи, игравшие важную роль в дворцовой жизни. Этот титул в Диване могли получить матери или старшие сестры правящих ханов.

Автор: Админ

Хотя от прежнего интерьера XVI века здесь мало что сохранилось, все предметы размещены так, что бы дать зрителю общее представление о Ханском диване. Во время заседания каждый из присутствующих занимал строго определенное место. Хан восседал на своем тронном месте у южной стены, а вдоль стен по обеим сторонам от трона устанавливались низкие диванчики "сеты" с подушками и коврами, на которых сидели ханских приближенных.

Автор: Админ

На северной стене пристроен небольшой нависающий балкончик. Это небольшое помещение сообщалось с личными ханскими покоями, Если по какой-либо причине хан не хотел присутствовать на заседании совета, через балкончик благодаря хорошей акустики он слышал каждое слово.

Автор: Админ

На полу в центре зала сохранилось углубление на месте мраморного бассейна с фонтаном, которые перенесли в летнюю беседку. Первоначально беседка была одноэтажной и открытой. Позже надстроили второй этаж, в центре установили мраморный фонтан (чешме) с бассейном, а широкие окна застеклили цветными стеклами.

Автор: Админ

Стена над входом украшена тонкой филигранной росписью мастера Омера.

Автор: Админ

Фонтану в центре беседки больше 300 лет. Все дворцовые фонтаны питались родниковой водой, поступавшей из водосборного колодца, расположенного выше уровня дворца, самотеком по проложенным в земле керамическим трубам.

Рядом с беседкой находится Малая дворцовая мечеть. В средневековом Бахчисарае насчитывалось 33 мечети, из которых сохранилось 6 и 3 из них действующие. Малая дворцовая мечеть, построенная в XVI веке, служила для молитвенных собраний в будние дни очень узкого круга лиц: хана, его родственников и сановников, если время молитвы заставало их во время заседаний. Исполнение пятикратной молитвы было священной обязанностью православных мусульман.

При реставрации над входом обнаружена ранняя роспись XVI века и слой после пожара 1736 года. Надпись над входом в малую мечеть гласит: "Селямет Гирей хан, сын Хаджи Селим Гирей хана, год 1741"

Малая дворцовая мечеть

Автор: Админ

Главный объект в мечети - молитвенная ниша михраб, обращенная к священному городу всех мусульман Мекке. В верхней части ниши вырезано семь поясов, символизирующих семь уровней небес. Перед михрабом лежит молитвенный коврик с подставкой для Корана. Справа от михраба - деревянная кафедра-минбар.

Автор: Админ

Одной из 5 обязательных обязанностей мусульман было совершение хаджей (паломничества) в святые места хотя бы один раз в жизни. Тот, кто возвращался из Мекки, имел право прибавить к своему имени приставку хаджи ("святой", "неприкосновенный"). Из путешествий паломники привозили амулеты, четки, обереги, некоторые из которых выставлены здесь же в витринах.

Малая дворцовая мечеть - единственное строение, на крыше которого сохранилась зелёная черепица, которой когда-то был покрыт весь Ханский дворцовый комплекс.

По соседству с Малой ханской мечетью построен фонтанный дворик. Перед молитвой мусульмане совершают абдез, - обряд омовения. Для этих целей по повелению Каплан Гирей хана в 1733 году был создан "Золотой фонтан" (Маг-Зуб). Мраморный фонтан назван "золотым" из-за своего покрытия позолоченным резным орнаментом, символизирующим райский сад. Посередине фонтана высечен крупный меандр, символизирующий вечную жизнь.

Автор: Админ

В зависимости от назначения, различают питьевые, для омовения и священные фонтаны. Если с первыми двумя все понятно, то последние строили в память об умерших родственниках и воинах, погибших на поле брани. К таким относится самый знаменитый фонтан Ханского дворца - фонтан слёз "Сельсебиль", воспетый Пушкиным в поэме "Бахчисарайский фонтан". Поэт провел здесь всего один вечер и ночь в сентябре 1820 года, и этого оказалось достаточно для создания целой поэмы.

Автор: Админ

Фонтан слёз построил иранский мастер Омер в 1764 году по повелению Крым Гирей хана у мавзолея Диляры-Бикеч. По легенде воинственный хан на старости лет полюбил молодую девушку, имя и национальность которой не известны и окутаны ореолом поэтических легенд. Одна из них, повествующая о похищенной в Польше Марии Потоцкой, ставшей женой хана и погибшей от руки ослеплённой ревностью Заремы, вдохновила Пушкина на поэму "Бахчисарайский фонтан".

Хан называл возлюбленную Диляры-Бикеч - "Прекрасная княжна". Прожила она недолго, и Крым Гирей хан очень тосковал о своей любимой. Мастеру он наказал построить такой фонтан у стен усыпальницы Диляры-Бикеч, чтобы в нем плакали камни, как плачет старое ханское сердце. Задача была не из легких, ведь изображение людей и животных у крымских мусульман суннитов запрещены, и значит, Омер не мог создать из камня ни фигурку прекрасной девушки, ни страдающего от потери хана.

Мастер нанес на мрамор растительный орнамент, у основания вырезал чашу - символ души и сердца человека. В центре плиты появился пятилепестковый цветок лотоса - символ лица или глаза, из которого капля за каплей падают слезы, наполняя чашу сердца. Но так не бывает, чтобы сердце постоянно было наполнено слезами. Горе уходи вместе с водой из чаши. Но настоящее горе всегда о себе напомнит, и опять капли-слезы соберутся вместе и наполнят нижнюю чашу фонтана. И так на протяжении всей человеческой жизни. На плите, у подножия фонтана, Омер высек похожую на улитку спираль, символизирующую продолжение жизни.

Одна из строк, написанная на мраморе фонтана, цитирует стих из Корана: "Там в райском саду праведные будут пить воду из источника Сельсебиль".

Автор: Админ

По преданию Пушкин сорвал в саду красную и желтую розы и положил их в чашу сердца. Эту традицию стараются поддерживать и сегодня.

Автор: Админ

В 1784 году во время ремонта Ханского дворца перед приездом Екатерины II фонтан перенесли в Фонтанный дворик, так как источник, питавший его возле усыпальницы Диляры-Бикеч, иссяк. Позже подобные фонтаны появились в Алупкинском дворце графа Воронцова и в Эрмитаже.

Копия Бахчисарайского "Фонтана слез" в парке Воронцовского дворца

Автор: Админ

Из фонтанного дворика переходим в гарем - женскую половину дворцового комплекса, где проживали мать и дочери ханов, незамужние сёстры, ханские жёны и женская прислуга. Помимо женщин, в ханском гареме до 8-9 -летнего возраста проживали и ханские сыновья. Предположительно этот гаремный комплекс принадлежал старшей жене хана или его матери и возведён в XVIII веке. Первоначально он был соединён с главным корпусом галерей и расположен ближе всего к дворцу, соседствуя с Персидским садиком. Всего в гареме Хан-Сарая было 73 комнаты. Три корпуса гарема, обветшав, были полностью разрушены в 1818 году к приезду Александра I.

Автор: Админ

Само слово "гарем" произошло от арабского "харам" - запрет. По исламу хан мог иметь не более 4-х жен и неограниченное количество одалисок - наложниц. В отличие от жен, они не имели никаких прав и содержались отдельно от членов ханской семьи. Жен и наложниц могло быть не более того, чем хан мог содержать. Согласно законам шариата женщинам в мусульманских семьях запрещалось общаться с посторонними без разрешения мужа. Поэтому они проживали в отдельных помещениях, соблюдая хиджаб (затворничество). Выходить женщины могли только в небольшой гаремный сад. По большим праздникам самым любимым женам позволялось подняться на смотровую площадку Соколиной башни.

Внутренний садик и Соколиная башня, где держали клетки с ловчими птицами.

Автор: Админ

На террасе Гаремного корпуса выставлены небольшие деревянные балкончики из орехового дерева, привезенные из Турции - кафесы или машрабии.

Автор: Админ

Такими ажурными ставнями закрывали первые этажи домов и террас или устанавливали на балкон, ибо в дом мусульманина никто не может заглядывать кроме Аллаха. На закрытые кафесой балкончик или террасу могла выйти женщина, а специальные выступы-корзинки на решетках сделаны для того, чтобы женщина могла посмотреть через неё наружу, но при этом нижняя часть лица должна быть прикрыта.

Единственный сохранившийся гаремный комплекс из 3 комнат, условно названных "Буфетной", "Жилой" и "Гостиной", декорирован интерьерами богатого крымскотатарского жилища XVII-XIX веков, по которым можно примерно судить и о внутреннем облике помещений ханского гарема.

В буфетной разогревали принесённые из кухни готовые блюда. Здесь сохранился камин, в который устанавливали мангал на древесном угле для обогрева комнаты. На нем же можно было разогреть блюда для обитательниц гарема. В стенном шкафу выставлена посуда XVIII - XIX веков, привезенная из Турции и Ирана.

Автор: Админ

Кроме маленьких столиков и низких диванов в комнатах больше нет никакой мебели. Вокруг стола женщины располагались полулежа на коврах и подушках. Через двухъярусные окна проникал солнечный свет, причем нижние окна были с двойными рамами с вставленными между ними решетками.

Роспись на потолке жилых комнат выполнена в середине XVII века.

Автор: Админ

На полу Жилой комнаты расстелены толстые ковры, работы иранских, турецких и среднеазиатских мастеров XVIII века. Здесь же установлены низкие диваны-сеты с подушками. Комната обогревалась переносными жаровнями с древесным углём - мангалами и освещалась люстрой со свечами и светильниками.

Автор: Админ

Гостиная гарема Хан-Сарая по трем стенам опоясана 24 окнами. Здесь воссоздан интерьер XVII-XVIII веков с многочисленными коврами, низкими диванчиками - сетами, инкрустированными перламутром и костью столиками, иранскими бронзовыми курильницами. В курильницы закладывали и поджигали высушенные ароматные травы. Одной из них в виде павлина насчитывается 300 лет.

Автор: Админ

Последняя комната - Беседка для отдыха с набором восточных музыкальных инструментов.

Автор: Админ

Отдельно выставлен столик для вышивки.

Автор: Админ

Если мальчиков забирали на мужскую половину в 8-9 лет, чтобы обучать военному делу, то девочки оставались здесь до замужества за знатных беев. Девочек с малых лет обучали рукоделию, чтобы они смогли подготовить себе приданое. По обычаю, невеста должна была принести в дом жениха приданое 9 раз по 9 вещей.

Покидая Гаремный корпус, мы переходим через Гаремный сад в ханских покои и свитский корпуса, где сейчас хранится обширная этнографическая выставка. В Гаремном саду высажены розы, установлены фонтаны и оплетенные виноградом беседки. Вся эта райская жизнь окружена со всех сторон высокой каменной стеной. На одной из стен видны толстые стволы 300-летнего плюща. В ноябре он усыпан гроздями плодов, которые не ест ни одна птица.

Автор: Админ

В ханских покоях, где сейчас музей, большая часть посуды из имущества дворцов ханов, охотничьего дома Феликса Феликсовича Юсупова в селе Кокозы и из коллекции экспонатов, собранных сотрудниками музея в этнографических экспедициях. В основном это работы мастеров Ирана и Турции рубежа XVIII - начала XX века.

Автор: Админ

Инициатором создания первого крымскотатарского музея и его первым директором был Усеин Боданинский - художник и этнограф. В 1928 году из организованной им экспедиции по Крыму было привезено 130 экспонатов, которые легли в основу этнографического музея.

По музейным экспонатам можно познакомиться с бытом крымских татар. А кому не интересно увидеть татарскую одежду из разных районов полуострова или узнать, что же они готовили в своих домах каждый день?

Автор: Админ

К примеру, кофе подавали здесь только по-турецки: он должен быть обжигающим, крепким и очень сладким. Алкоголь не употребляли, т.к. он запрещен Кораном. Но в Коране ничего не сказано о табаке и наркотических веществах. А еще из проса готовили слегка газированный напиток типа бражки или пива - бузу, который через 3 дня набирал градус и становился баш буза - "дурная голова". Здесь даже можно взглянуть на готовые пироги буреки.

Автор: Админ

После выставки можно пройтись к фамильному кладбищу Гиреев или посмотреть на восстановленную баню XVI века Суры-Гюзель ("Желтая красавица"). Когда-то в метрах 100 от увиденной нами летней ханской резиденции находился зимний дворец, но он не сохранился. И напоследок, легенда, связанная с возникновением Бахчисарая.

Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Охота была удачно, но ханскому сыну захотелось побыть одному у реки Чурук-су. Тут он заметил схватку двух змей. Одна из них, обессилив, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. В это время из чащи появилась третья змея и накинулась на победительницу. Сын хана не спускал глаз с побежденной змеи, думая о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее, и не знают, кто кого одолеет в нынешней битве - золотоордынцы турок или наоборот. А ему и отцу его уже не подняться, как этой змее. Но тут молодой хан заметил, что поверженная змея поползла к воде, погрузилась в реку, и когда выползла на берег, на ней не осталось ран. Сын Менгли-Гирея принял увиденное за счастливый знак - его роду суждено подняться! Они еще оживут как эта змея. Так и случилось. С поля боя пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, истребивших всех воинов Гирея. После этого старый хан повелел построить на месте битвы змей дворец. Так возник Бахчисарай. Двух же перевившихся в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе. И хотя на нынешнем гербе города змей нет, они как печать великой династии остаются оберегать древний Хан-Сарай и весь Бахчисарай.

Автор: Админ

Все фотографии альбома Бахчисарай. Ханский Дворец

Тэги: Бахчисарай, Крым, Ханский дворец, крымские татары

2016-09-02


Реклама

Горящие туры от всех туроператоров
Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено