X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Александров
Р?Р·Р±РѕСЂСЃРє
Псково-Печерский монастырь

Главная / Блог / Крым: Массандровский дворец

Крым: Массандровский дворец

Россия - Автономная республика Крым - Массандра

Сказочный замок цвета чайной розы, с игрушечными круглыми башенками, с каменными резными фронтонами, наличниками и картушами, с прудом, парадной лестницей и открытой террасой. Всё в нем напоминает о французских дворцах эпохи позднего Возрождения. Но находится замок не в долине Луары, а на ЮБК, в поселке Массандра.

Автор: Админ

Мы приехали сюда в первых числах ноября, когда розы в дворцовом парке уже почти отцвели, и их место в пейзаже занял красный плющ.

Автор: Админ

Автор: Админ

Автор: Админ

Немного истории. Сходство Массандровского дворца с замками Луары не случайно. По замыслу архитектора дворец должен был напоминать замок XVI-XIX веков луарской долины, как оно отчасти и получилось - нередко дворец в Массандре называют «маленьким Версалем».

Проект замка для князя Семена Михайловича Воронцова, разработанный Этьеном Бушар, был готов к началу 1880 года. Однако в ноябре 1881 года скончался архитектор, а через год – заказчик. И строительство было приостановлено больше, чем на 10 лет.

В 1889 году недостроенный замок выкупают для Александра III. Через 3 года строительство возобновляется под руководством русского архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера, по проекту, который значительно отличался от первоначального.

Месмахер в эти годы занимает пост директора Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования. По его эскизам уже построены и оформлены особняки для вельможных особ и административные здания в столице.

Автор: Админ

Предполагалось, что Массандровский дворец станет главной летней резиденцией Александра III. Из воспоминаний Месмахера: «1 марта 1892 года Государю Императору благоугодно было принять меня в Аничковом дворце, где он и соизволил дать мне общие указания относительно будущего дворца (в Массандре)… Получив эти указания, я, по осмотре местности, немедленно приступил к составлению проектов, которые Государь 6 июля 1892 года соизволил одобрить». Однако кончина Александра III осенью 1894 года изменила планы архитектора.

В конце концов, унаследовавший престол Николай II в память об отце завершил растянувшееся на 20 лет строительство Массандровского дворца, но императорская семья предпочла для летнего проживания не Массандру, а Ливадию.

Массандровский замок стал путевым дворцом, в котором царское семейство ни разу не оставалось на ночлег, а лишь останавливалось на несколько часов для отдыха во время посещения Массандровского винзавода и охоты. Эта особенность отразилась во внутреннем обустройстве - оно было весьма скромным. На дворцовой территории не предусматривались хозяйственные постройки, за исключением сторожевого дома и машинного отделения (котельной).

Автор: Админ

Автор: Админ

В книге историка и этнографа Крыма Василия Христофоровича Кондараки «Универсальное описание Крыма», выпущенной в 1873 году в Санкт-Петербург, читаем такое описание дороги к Массандре: «Миновавший по шоссе Ялтинский церковный бугор, заметит тропинку, ведущую на возвышенность, лежащую с правой стороны почтовой дороги. Дорожка эта ведет в крошечную татарскую деревушку Масандру, о существовании которой могут знать только туземцы, потому что она покоится в углублении двух возвышенностей, препятствующих видеть ее со всех сторон и почти неизвестна официально за отдельное селение, потому что показана внутри округа соседственного с нею помещика».

Вот и мы, уточнив у местных дорогу к дворцу, сели на автобус № 100 и доехали по Южнобережному шоссе до нужного нам поворота, откуда тропа шла резко вверх. Дорога, петляющая между поселковыми домами, нахоженная, и заблудиться почти невозможно. Решившись добираться на машине, знайте, что все равно приличную часть пути придется пройти пешком. Поэтому, если вы не уверены в силах, соглашайтесь на электромобиль, который курсирует от поселковой дороги до дворца и обратно.

Мы же, пройдя через посадки кизила, мы выходим на поляну. От неё к дворцу ведет лестница, проложенная через дворцовый английский парк.

Автор: Админ

При немецком садовнике Карле Кебахе на месте росших здесь дубов и грабов, появилось более 250 видов деревьев и кустарников. Отдельные экземпляры сохранились до наших дней. Две гигантские секвойи со стороны западного фасада – настоящее сокровище дворцового парка.

Автор: Админ

Автор: Админ

Перед дворцом - пруд с фонтаном, где летом плавают рыбки и цветут кувшинки. Проходим дальше, к каменной балюстраде, украшенной двумя сфинксами. Изначально вокруг дворца было установлено не менее трех десятков античных скульптур – копий из Императорского Берлинского музея изящных искусств. Их хорошо видно на старых фотографиях.

Автор: Админ

Автор: Админ

Сейчас осталось только шесть скульптур – два сатира и две химеры установлены под дворцовыми окнами рядом с музейной кассой, и два сфинкса на большой террасе.

Автор: Админ

Дворец со всех сторон окружен цветниками. В планах музейщиков пополнить местный розарий сортами, популярными во времена Александра III.

Во дворце три этажа: на первых двух размещена экспозиция дворцового интерьера второй половины XIX век, на третьем проходят выставки.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что солнечный цвет дворцовому фасаду придает облицовка из метлахской плитки. В контрасте со светлым фасадом кровля графитного цвета, выложенная чешуйчатым шифером-аспидом, придает строению сходство с французской архитектурой.

Автор: Админ

Автор: Админ

С восточной стороны дворца на второй этаж - в верхний вестибюль - ведут две симметричные полукруглые лестницы. Деревянная дверь вестибюля украшена потрясающей по красоте и тонкости работы резьбой: растительный орнамент чередуется с изображениями женских головок, и завершает композицию оскаленная морда льва.

Автор: Админ

Автор: Админ

Автор: Админ

Автор: Админ

Чтобы защитить дворец от возможных оползней, с восточной стороны парка, была построена подпорная стена. К подпорной стене вела полукруглая лестница, преходящая в дорогу к гротам и церкви Иоанна Предтечи, построенной в 1834 году на средства Семёна Михайловича Воронцова. Во время своих поездок в Массандру, в этой церкви бывала семья Николая II. До наших дней церковь не сохранилась.

Поверхность опорной стены покрыта майоликой и красной поливной черепицей, украшена вазами, колоннами и арками. В арках раньше размещались копии античных скульптур Аполлона и Гермеса. Нынешний облик отдельных частей стены можно сравнить с тем, что хранит старое фото.

Автор: Админ

Автор: Админ

Автор: Админ

Каменные резные колонны, симметрично расположенные по краям опорной стены, оканчивались стилизованными факелообразными завершениями и предназначались для укрепления световых фонарей.

Автор: Админ

В центральной части стены устроены шесть фонтанов с львиными масками, из пасти которых вода стекала в большие чаши-раковины.

Вода во дворец поступает из горного источника Ай-Ян (Святой Иоанн), который протекал под храмом Рождества Иоанна Предтечи. После землетрясения 1927 года храм был полуразрушен, однако часть алтаря, из-под которого бьет родник, сохранилась.

По первоначальному плану Месмахер собирался построить большой хозяйственный корпус. Но с изменениями статуса дворца, изменились и планы. Для электрификации Массандровского дворца, в некоторой отдаленности от него, вместо хозяйственного корпуса было выстроено машинное отделение, где размещалась «динамо-машина» - паровой котел и электрогенератор. Котельную соединял с дворцом подземный тоннель длиной около 120 метров.

Чтобы труба машинного отделения не портила вид, Месмахер «замаскировал» ее под минарет в мавританском стиле.

Автор: Админ

Осмотрев дворец снаружи, мы заходим на первый этаж и попадаем в вестибюль, стены которого примерно на метр от пола облицованы «прохладными», расписанными вручную майоликовыми панелями. Цвет панелей – холодный голубой - выбран для летней резиденции не случайно. Солнечный свет, проникая через окна и двери, рассеивается, отражаясь от бело-голубой майолики, и любой, попадающий сюда, ощущает прохладу и свежесть.

Помимо стилизованного орнамента, в росписи майоликовых панелей включены цветочные, написанных с почти натуралистической точностью. Автор этих работ Эмиль Яковлевич Кремер - одним из самых талантливых учеников Месмахера по классу майолики Центрального училища технического рисования барона Штиглица.

Автор: Админ

Особенность дворца – хорошо сохранившиеся детали из древесины ценных пород. Двери, окна и их отделка, панели и перила лестницы мы видим такими же, какими они были при Николае II.

Автор: Админ

Лестница делит интерьер здания на парадную и будуарную части. По ней из вестибюля можно сразу попасть на винтовую лестницу, ведущую в круглую башенку.

На портике дверного проема вырезана маска «Лесного духа», считавшегося оберегом дома. Резчик постарался придать маске сходство с суровым стражем: губы плотно сжаты, взгляд суров, а брови из дубовых листьев нахмурены.

Автор: Админ

Через эту дверь мы попадаем в бильярдную, оформленную в английском стиле: стены обшиты дубовыми панелями, «тюдоровские» переплеты лепнины потолка, угловой камин.

Автор: Админ

Во дворце было водяное отоплением, поэтому хотя камин топили, в большей степени он выполнял декоративную функцию. Сверху камин украшен резным дубом, а внутри покрыт черненной чеканной медью работы Петербургского художественно-слесарного завода Карла Винклера.

Автор: Админ

Решетки водяного отопления и двери бильярдной отделаны интарсией – инкрустацией дерева по дереву. Чтобы рисунок получился «цветным», использовали древесину разных пород.

Автор: Админ

Автор: Админ

Бильярдная разделена колоннами, за которыми расположена картинная галерея с видом на дворцовый парк. Из бильярдной ведет дверь в парадную столовую.

Автор: Админ

Как и в бильярдной, стены парадной столовой обшиты высокими дубовые панелями с барочной резьбой.

Рисунок на двери в столовую выпонен в технике выжигания с последующей подкраской, что было популярно в эпоху модерна.

Автор: Админ

Автор: Админ

По замыслу Месмахера интерьер столовой выдержан в стиле рыцарского зала времен Людовика XIII. Отсюда высокие дубовые резные панели, деревянные балки, имитирующие межэтажные перекрытия. Стены и потолки оформлены многоцветной росписью, гармонирующей с цветом мореного дуба. Автор росписи ученик Месмахера Михаил Дмитриевич Салтыков.

В советское время, когда во дворце размещался санаторий, роспись заштукатурили. Сейчас её можно увидеть лишь на небольших участках, расчищенных от побелки.

Автор: Админ

Кроме стола в парадной столовой разместились выставочные буфеты с отделкой барочной резьбой, служившие витриной для предметов искусства.

Автор: Админ

Столовая разделена на две зоны – непосредственно парадная столовая и небольшая буфетная – проходная часть между бильярдной и сервизной. Украшение буфетной – камин, покрытый изразцами, рисунок на которых повторяет роспись стен.

Автор: Админ

Рядом со столовой располагалась сервизная и кухня. Сервизная комната, обставленная множеством шкафов и буфетов, служила для хранения повседневной посуды. Кухня была организована «на скорую руку». Напомню, что постояльцы не задерживались во дворце надолго, поэтому обходились тем, что доставлялось в Массандровскую дворцовую кухню.

По винтовой лестнице из нижнего вестибюля мы поднимаемся на второй этаж, где размещались апартаменты и кабинеты - в северной части комнаты Императора, в южной – Императрицы.

Приемную Императрицы современники сравнивали со шкатулкой, сходство с которой комнате придавали стены, обшитые на 2/3 высоты резными дубовыми панелями. Одна из стен застеклена и является смежной с коридором, ведущим к кабинету Императора.

Как и во многих других комнатах дворца, потолок приемной оформлен лепниной.

Автор: Админ

Дверь с обеих сторон украшена резными балясинами. Над дверью - овальное окно десюдепорт в виде фигурного фронтона со стилизованными инициалами Императрицы.

Автор: Админ

Автор: Админ

Приемная Императора служила для деловых встреч, либо уединенной работы с книгой. Отсюда строгость и простота интерьера В стену приемной вмонтированы зеркало-консоль с черной мраморной полкой, тамбур и книжный шкаф из полированного красного дерева в стиле «жакоб».

Автор: Админ

В приемной сохранилась зеленовато-охристая лепнина потолка, созданная в технике многоцветной тонировки орнамента, имитирующую вышивку. По углам потолка выписаны медальоны с коронами и монограммой Александра III. Работой над лепниной занимались мастера училища Штиглица.

Автор: Админ

Месмахер планировал обить мебель приемной бархатом, а стены - шелком в стиле «зеленый ампир», что сочеталось бы с цветами, используемыми в лепнине. Но сделать ему это не удалось. Закупленные для декора приемной ткани, перекочевали в Ливадийский дворец.

В кабинет Его величества основной акцент сделан на встроенное в нишу большое окно, благодаря чему здесь много света, и создается ощущение большого, но при этом уютного пространства. Овальное зеркало с барочной резьбой над облицованным темно-серым мрамором камином дает дополнительный свет, расширяет пространство, отражая хрусталь люстры, блеск позолоты и богатую лепнину потолка. На полу лежит подлинный текинский ковер.

Автор: Админ

Автор: Админ

На столе и стенах кабинета - портреты Александра III и фотографии императорской семьи.

Автор: Админ

На одной из картин изображен Александр III на коне. Рассказывают, что из-за мощного телосложения царя было трудно подобрать подходящего коня. В результате вывели новую породу.

Опочивальня Их величеств выдержана в стиле рококо: нежные пастельные цвета обивки и светло-кремовый цвет мебели, для стен была подобрана светло-бежевая ткань, плавные линии ниши алькова и ламбрекена над ним, роспись потолка.

Автор: Админ

Для создания приглушенного света к опочивальне был пристроен глубокий балкон с открытой террасой. В советское время балкон «застеклили».

Автор: Админ

Из опочивальни мы проходим в кабинет Ее величества, оформленной в классическом стиле.

Автор: Админ

Автор: Админ

В кабинете Императрицы паркет из наборного дерева сочетается с камином, отделанным светло-шоколадным мрамором, над которым должен был располагаться гобелен в тон. На каминной полке – подсвечники с подставкой из синего стекла с хрустальными подвесками. На столе и стенах - многочисленные семейные портреты.

Автор: Админ

Под слоем штукатурки сохранилась потолочная роспись.

Автор: Админ

Автор: Админ

Автор: Админ

Мы покидаем дворец, осматривая последнюю комнату – верхний вестибюль, входную дверь в который мы уже видели снаружи. К верхнему вестибюлю приводит наружная лестница главного входа. В небольшой комнате для посетителей выставлены кресла, вешалка и зеркало в деревянном дубовом резном обрамлении.

Автор: Админ

Третий этаж Массандровского дворца, предназначавшийся для детей, не был оформлен: "...в виду кончины, в 1894 году государя императора Александра III и последовавшего вслед за сим Высочайшего повеления ныне благополучно царствующего Государя Императора о достройке лишь дворца, без дальнейшего оборудования его, профессор Месмахер не счел возможным придать помещениям 3-его этажа того специального назначения, которое было намечено на проекте, т. к. такое устройство могло со временем оказаться или ненужным, или неудобным".

Если у вас остались вопросы о дворце, спросите музейного кота. Кот с такой умной мордой должно быть знает всё.

Автор: Админ

Примечание: после посещения дворца, обязательно сходите к гротам. Нам это посоветовала пожилая дама, предлагавшая на входе в парк 3-х часовую экскурсию. Мы не воспользовались ни её предложением, ни советом, о чём немного, но жалеем. Но если окажемся здесь еще раз, то до гротов обязательно дойдем.

Тэги: Крым, Массандра, дворец, Романовы, Александр III

2014-11-20


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено