X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Архангельск
Кострома мон амур
Татарский Касимов

Главная / Блог / В поисках настоящей гжели

В поисках настоящей гжели

Россия - Московская область - Новохаритоново

Ни для кого не секрет, что подделок "под гжель" встречается, наверно, больше, чем гжели настоящей. Берешь в руки бело-синюю поделку на каком-нибудь развале, крутишь её и так и сяк, и в голове не укладывается, что вот это и есть бренд и гордость России. О том, чтобы купить для себя или подарить кому-то, и речи нет. Так возникла затея отправиться на поиски настоящей гжели.

Автор: Админ

К расследованию местоположения предприятия, где делают настоящую гжель, подошли со всей серьезностью, хотя сетевые приглашения на производство и в музей промысла сбивали с толку - приглашали явно куда-то не туда. Всё дело в том, что Гжель - это не просто точка на карте, а местность, объединяющая несколько сёл в "Гжельский куст", где столетиями занимались изготовлением керамики. Филиалы производства раскиданы по деревням, но самый крупный расположен на "Гжельском фарфоров заводе" Только вот незадача! Там еще не открыли музея. Поэтому было решено ехать в село Ново-Харитоново на ЗАО "Объединение Гжель", где можно посмотреть и производство, и музей.

Автор: Админ

Лирическое отступление: удивило, что даже по предварительной записи не сразу удалось сюда попасть. В результате, на завод мы попали в субботу, когда цеха пустовали. Кроме экскурсии, можно попробовать себя в лепке-формовке или росписи на мастер-классе, о чем я еще расскажу.

Итак, на проходной завода нас встречает гжельское панно на историческую тему:

Автор: Админ

и экскурсовод.

Автор: Админ

Несмотря на "внешнеэкономические и региональные связи", стены и потолок покрывает сильно облупившаяся краска цвета невинных девичьих глаз, как напоминание о тяжелых временах, которые для завода еще не закончились. Но сейчас не об этом.

Пройдя мимо солидного размера печей в пустующем цеху обжига, мы столпились вокруг экскурсовода на литейном участке. Оказывается, жидкую фарфоровую массу подают по трубопроводу прямо на станок литейщицы. Видите в кувшине та самая фарфоровая масса:

Автор: Админ

Автор: Админ

В заготовительном цехе белая глина сначала вылеживается 3 года, затем её дробят, очищают, распушают и обогащают. В зависимости от желаемых качеств готовой продукции в фарфоровую массу добавляют до 60 компонентов. Но основа всегда одна - белая глина (каолин, кварцит, пески).

С незапамятных времен в гжельском районе добывали белую глину. Сейчас ей слой залегает настолько глубоко, что дешевле закупать Часов-Ярские глины из города Артемовска Донецкой области.

Все разнообразие чашек, чайников, фигурок, кувшинов, тарелок на заводе называют одним общим словом - "изделие". Итак, для отливки изделия используют гипсовые формы. К примеру, для каждой детали чайника - тулова, носика, ручки, крышечки и всех лепных украшений (пристав), есть своя отдельная форма.

Форма для заливки ручки для чайной чашки

Автор: Админ

Автор: Админ

Разъемная гипсовая форма состоит из нескольких частей. В литник (в дырочки) заливают фарфоровую массу, после чего гипс начинает впитывать влагу и на стенках формы оседает слой фарфоровой массы, образуя, как скорлупа у яйца, фарфоровую стенку.

Автор: Админ

В зависимости от размера формы стенка набирается от 10 минут до 1 часа: чем больше форма, тем больше она настаивается. После образования стенки форму переворачивают, сливают жидкие остатки и достают то, что отливали.

Когда все составляющие отлиты, детали собирают и склеивают с помощью той же фарфоровой массы, из которой они сделаны. Только что отлитые фигурки получается серыми, с большим содержанием влаги, и легко деформируется от любого неосторожного, слишком сильного нажатия.

Так получилось, что в разных цехах нам попадалась фигурка Екатерины II. По ней можно проследить основные этапы фарфорового производства. Это только что отлитая, выставленная на просушку фигурка, нуждающаяся в зачистке швов и неровностей, оставленных гипсовой формой.

Автор: Админ

Сложнее создавать изделие с приставами - украшениями. Сейчас на заводе выпускают квасник, для которого отливают детали в разных 50-ти формах. Даже на одну ручку приходятся 5 форм: для верхней и нижней частей ручки, для петельки и двух птичек.

Автор: Админ

В зависимости от технологии, изделие сушат в специальных сушилках или естественным образом на воздухе. Высохшее изделие белеет, становится хрупким, поэтому задача мастера осторожно, сохраняя форму задуманную автором, срезать ножом все швы, оставшиеся после отливки, и замыть поверхность губкой с водой, чтобы она стала гладкой.

На всех этапах используется ручной труд и параллельно ведется строгий контроль отбраковки, поэтому процент брака конечной продукции незначительный. Единственная механизированная функция - шлифовка блюдец и чашек, и вот такой станок для формовки самых простых цилиндрических кружек. Для фигурных чашек - только литье.

Автор: Админ

После сушки изделия проходят керосиновый контроль: мастер проводит керосином по тем местам фигурок, где могут образоваться трещины. Если есть трещина, то изделия вместе с отходами попадают вот в эту корзину и отправляются на переработку. Их снова размалывают в порошок, разводят водой и фильтруют - производство практически безотходное.

Автор: Админ

Все полуфабрикаты, успешно прошедшие керосиновый контроль, попадают в цех обжига. Автоматические печи можно запрограммировать на первый (t 800С) или второй (t 1300С) обжиг. На платформу вагонетки ставят полуфабрикаты, загоняют их по рельсам в печь и герметично закрывают двери.

Автор: Админ

Всё под контролем! Включая мышей.

Автор: Админ

В углу цеха обжига скромно стоит модель вазы нескромных размеров, которая, к сожалению или к счастью, никогда вазой не будет:

Автор: Админ

Теоретически вазу можно сделать, если снять с неё большую гипсовую форму и отлить, но не в одну из печей она не войдет. Опять же теоретически модель вазы можно нарезать на части, отлить и обжечь по частям, но при сборке частей высока вероятность несостыковок из-за разной усадки деталей.

Но вернемся к экскурсии. После первого обжига, длящегося 8 часов, изделие спекается, становится плотным, и его отправляют в живописный цех. Прежде чем художник прикоснется к фарфору кистью, изделие проходит фуксиновый контроль: его окунают в розовую краску, и любая трещинка тут же проявится, став белой полосой. Если трещин нет, то на изделие ставят знак предприятия - двуглавый орел и (или) надпись Гжель. Фуксин нестойкий, быстро выгорает, а в печи пропадает окончательно. Так выглядит фигурка Екатерины II после фуксинового контроля:

Автор: Админ

И здесь розовый оттенок не померещился:

Автор: Админ

Наконец, маркированные изделия попадают на стол художника. Если рисунок простой, то мастеру будет достаточно авторского образца, глядя на который, он перенесет узор на фарфор. Сложный рисунок переносят с кальки.

На наших глазах черной краской беличьими кистями мастерица характерным для гжели свободным мазком рисовала цветочные поляны на блюде. Краска ложится не однородно, а с полутонами, что будет особенно заметно, когда фарфор обожгут второй раз. Удивительно, с какой легкость, невероятной скоростью было расписано это блюдо. И раз…

Автор: Админ

и два…

Автор: Админ

и три.

Автор: Админ

После росписи изделие покрывают глазурью - кварцевым порошком, разведенным водой до консистенции сметаны.

Автор: Админ

Влага впитывается, белый порошок полностью закрывает рисунок, и изделия отправляют на 18 часов для второго обжига при 1300С. Под действием температуры белая непрозрачная глазурь становится стеклом, через которое просвечивается синий с полутонами рисунок. В печи кобальт восстанавливается из черного в синий и из серого в голубой. При этом фарфоровая масса дает заметную усадку - 11%. Об этом и рассказывает экскурсовод, показывая полуфабрикат после первого обжига и готовую вещь после второго обжига.

Автор: Админ

А так выглядит готовая фигурка Екатерины II, выполненная в классическом гжельском стиле подглазурной росписи.

Автор: Админ

Если изделие покрыть глазурью, в которую добавили кобальт, то после обжига поучится одноцветная темно-синяя поверхность - "глухой кобальт". В этом случае краски и жидкое золото наносят на синюю поверхность, обжигают в третий раз, и при высокой температуре краска и золото вплавляются в глазурь. Это техника называется надглазурной росписью. Глазурь, используемая на предприятии, не содержит свинца, поэтому гжельская посуда безопасна для человека.

Автор: Админ

По словам специалистов, "глухой кобальт" уступает по красоте традиционной подглазурной гжельской росписи, для которой характерен плавный мазок с переход от темно-синего к светло-голубому. В "глухом кобальте" достичь прозрачности белой краски по синему практически невозможно.

С удивлением обнаруживаем на стеллажах с гжельскими образцами разноцветные шкатулки. Оказывается, многоцветность тоже в традициях местного промысла и об этом нам расскажут в музее.

Автор: Админ

Из заводских цехов поднимаемся в музей, находящийся в этом же здании.

Автор: Админ

И немного истории. Первые письменные упоминания о поселении Гжель относятся 1330-м годам: Иван Калита везет дань в Орду и, боясь, что не вернется, пишет духовную грамоту, завещая старшему сыну деревню Гжель.

В музейном зале висит карта, на которой показан Гжельский регион, занимавший приличную территорию и названный так не по названию деревни, а по местностям, в которых велась переработка глины. Слово гжель от слова "жечь".

Высокое качество найденной здесь белой глины отмечали Михаил Ломоносов и его соученик Дмитрий Виноградов - основоположник производства фарфора в России. Гжельская глина отличается высокой пластичностью, тугоплавкостью, в ней мало песка, поэтому её называют жирной.

На витрине показана классическая технология получения майолики и фарфора.

Автор: Админ

Гжельский промысел начинался с майолики, и многим позднее здесь занялись фарфором. Принцип изготовления майолики тот же, что и для фарфора, но основа не белая, а местная красная глина. Изделия из майолики покрывают белой эмалью и расписывают цветными красками: зелёной (соли меди), желтой (соли сурьмы), вишнёвой (соли марганца) и синей (соли кобальта). После заключительного обжига при температуре 850С краски становятся ярче, а поверхность блестящей.

До середины XVII века посуду из глины в Гжельском регионе делали только для личного пользования, но не на продажу. И только когда с Запада пришла итальянская майолика - терракота с острова Майорка, покрытая ангобом и расписанная цветными пигментами, в Гжели начали вырабатывать свой стиль и характер, взяв за основу технологию майолики.

В подражание голландцам и итальянцам, гжельские мастера стали писать по белому фону синей краской, но вместо западной сюжетной росписи - мельниц, пастушек и кораблей, гжельцы предпочли цветочно-орнаментальный рисунок. Да и традиционные гжельские формы отличались от европейских. К примеру, у чайников тулово стало дискообразным со множеством лепных украшений.

Со временем в местную белую глину стали добавлять известь и получать полуфаянс. Изделия из майолики и полуфаянса пользовались большим спросом, были дешевые, и постепенно с ростом рынка сбыта к середине XVII века гжельский промысел достиг своего расцвета.

В 1749 году в России открыт секрет фарфора, и гжельцы, кроме майолики и полуфаянса, начинают выпускать фарфор. В регионе было построено около 60 мелких фабрик, на которых обычно работала одна семья и до 10 наемников.

Пример посуды того времени в музейной витрине:

Автор: Админ

Среди Ново-Харитоновских фабрикантов был кузнец Яков Васильев - родоначальник династии Кузнецовых, ставших впоследствии королями русского фарфора. Имея маленькую фабрику, братья Васильевы, взяв фамилию Кузнецовы, богатеют, разоряя товарищей, и в 1832 году строят Дулевский фарфоровый завод. Чуть позже Кузнецовы открыли производство в Риге, Твери и Харькове.

На своих фабриках Кузнецовы ставят станки, частично механизируя производство, что позволило удешевить продукцию и выпускать её в большом объеме. На их предприятиях впервые в России применили технологию деколи - переводные картинки, позволяющие тиражировать рисунок на фарфоре. Во многом за счет декора и расширялся ассортимент Кузнецовского фарфора. На витрине показана одна и та же чашка с разным декором - с веткой вишни и портретом Наполеона.

Автор: Админ

Автор: Админ

Кроме дешевой посуды, товарищество Кузнецова начинает поставлять посуду из тонкостенного фарфора к императорскому двору, монополизируя, тем самым, все фарфоровое производство в России.

Автор: Админ

На это время приходится спад гжельского промысла. Производство и продажи гжельской продукции значительно уменьшатся, и постепенно забываются традиции.

После революции крупные Кузнецовские заводы, такие как Дулевский, становятся государственными. Мастера остальных фабрик гжельского района объединяются в 20 артелей. Здесь, в Ново-Харитоново, была создана артель "Керамика вперед", которая к 1972 году выросла в "Производственное объединение "Гжель".

Основной ассортимент артелей до 1950-х годов - керамический кич.

Автор: Админ

Автор: Админ

Гжельские традиции были забыты вплоть до того, что вместо легкого мазка с полутонами стали практиковать раскраску глины масляными красками. Чтобы возродить традиционный промысел в 1946 году в артель приехали художник Наталия Ивановна Бессарабова и искусствовед, технолог Александр Борисович Салтыков.

Салтыков, работая в НИИ Художественной Промышленности, занимался исследовательской деятельностью по сбору характерных признаков и свойств гжельской росписи. К этой работе он подключил и художницу Наталью Ивановну Бессарабову. Вместе они составили альбом зарисовок коллекции Государственного Исторического Музея и на основе этого материала были разработаны эскизы современных изделий.

Возрождать гжель стали не по майолике, с которой изначально начался промысел, а по фарфору. Почему современная гжель только бело-синяя? Заниматься производством утонченного фарфора в стране, где царствует послевоенная разруха, было сложно. Сначала пытались на фарфоре повторить многоцветную роспись майолики. Образцы пробных работ Бессарабовой, относящихся к тому времени, хранятся в музее:

Автор: Админ

Но дефицит золота и многоцветны красок, дороговизна использования третьего обжига привели к появлению с 50-х годов современной бело-синей гжели. Использовать кобальт было дешевле - 1 краска и 2 обжига. На то время кобальт был единственной подглазурной краской, державшей графику после обжига. Остальные краски после обжига расплывались. Послевоенные, более ранние работы графичны, и только позже появились мазки с переходами от темного к светлому. В современных работах гжельские мастера создают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.

Автор: Админ

Бессарабова обучала мастериц, утерявших мастерство из-за прерванной преемственности. Среди её учениц была Татьяна Сергеевна Дунашова - единственный художник, который не имел художественного образования. В музее 7 витрин с её работами. Вас не удивляет, что человек без художественного образования смог нарисовать автопортрет на вазе?

Автор: Админ

Уже после Бессарабовой Дунашова стала работать самостоятельно и создала много интересных работ. Её чайный сервиз "Мелкий ситец" расписан так филигранно, таким мелким рисунком, что для обычных писарих он неповторим.

Автор: Админ

Другие ученицы Бессарабовой Т.С. Еремина, М.С. Манайкина, М.С. Толпегина сначала выполняли росписи на фарфоре по эскизам учителя, но со временем стали делать и свои композиции. С 1954 года начала работать Л.П. Азарова, позже пришла З.В. Окулова. Уже к 1983 году творческий коллектив мастеров и художников составлял около 70 человек.

В этом музейном зале можно в деталях рассмотреть работы мастериц, стаявших у истоков возрождения гжельского промысла.

Штоф, выполненный Ниной Павловной Азаровой

Автор: Админ

После "освоения" фарфора, на предприятии стали заниматься майоликой, с которой гжель начиналась. Кстати, некоторые специалисты ценят изделия из майолике выше фарфора, хотя по техническим показателям она ему уступает. Например, майолика впитывает до 16% влаги, в то время как фарфор не впитывает ничего.

Мы переходим в следующий зал, полностью отданный под работы из майолики. Перед мастерами всегда стоит непростая задача, сохраняя традиции, отразить в работе свою индивидуальность, состояние души художника. И даже если художник будет расписывать одну и ту же фигурку 10 раз, каждая фигурка получится особенной, со своим характером.

Автор: Админ

Мастера, работающие с разноцветной майоликой (Н.Б. Туркин, М.В. Коваленко, Ю.И.Петлина, О.Л. Талагаева, И.А. Григоренко) считают её настоящей исконной русской гжелью.

Автор: Админ

Из майолики и фарфора делают изразцы для каминов, образцы которых есть и в музее, и в местном магазине-салоне. Есть над чем задуматься тем, кто планирует делать у себя камин.

Автор: Админ

Автор: Админ

Последний зал музея - самый большой. В нем расставлены витрины с современными гжельскими работами, над некоторыми из которых висят портреты авторов и небольшой текст о них.

Автор: Админ

Вот тут-то и наступает "момент истины". Вспомните, что вы чувствовали, когда пробегали, мимо бело-синих фигурок на развалах или на витринах в переходах метро? Я ничего не чувствовала. Стоит что-то невнятное, пробежала мимо и забыла. И совсем другие ощущения от работ, которые увидела здесь. Я поняла, что гжель - это красиво. Она может быть изысканной, воздушной, утонченной:

Автор: Админ

Автор: Админ

Глядя на неё улыбаешься:

Автор: Админ

Автор: Админ

Автор: Админ

Временами удивляешься:

Автор: Админ

Узнаешь, что гжель многолика:

Автор: Админ

Автор: Админ

Здесь же, в музее, понимаешь, что гжель - это не только технология, но и люди, которые её создают. Поэтому поиски настоящей гжели не могут обойтись без имён. Чтобы не писать многобуков, остановлюсь на двух из них.

У Юрия Гаранина в музее выставлена мелкая пластика. Его конек - шахматы. Шахмат несколько серий: "Юбилейные", "Малютка", "Сувенирные" (в виде чашек и чайников, в них можно играть), "Батый", "Бородино", "1812", "Морские". Перед Гаранинскими шахматами не устоял и купивший их Нью-Йоркский Метрополитен-музей. Захотите почитать интервью мастера, оно здесь

Автор: Админ

Автор: Админ

Виктор Неплюев для персональной выставки в Москве, совпавшей с его сорокалетием, приготовил подарок и себе, и зрителям. Вот он:

Автор: Админ

На создание квасника-автопортрета пошло более 130 гипсовых форм. Помимо портретного сходства персонажей, фигурки на кваснике показывают, чем занимался Неплюев на производстве: от серии "Восточный базар", "Мастеровые", народные промыслы, шкатулки, квасники и прочее, прочее.

Квасник сборный, обжигался тремя частями и был изготовлен всего за 4 месяца, притом что надо математически точно рассчитать усадку фарфора. Не зря экскурсовод добавила к рассказу о мастере: "Неплюев - король гжельского фарфора. Ко всему приложил руку".

Все отснятые в музее фотографии собраны в альбоме, а мы спешим на мастер-класс - будем расписывать обожженные заготовки.

Автор: Админ

Автор: Админ

Перед каждым учеником выставляют набор инструментов гжельского живописца - кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок и чашка с чёрной смесью окиси кобальта. Только мастерство художника способно оживить одним мазком кисти черный цвет кобальта, чтобы после обжига он заиграл васильковыми оттенками.

Автор: Админ

Автор: Админ

Внимательно слушаем советы:

Автор: Админ

И рисуем…

Автор: Админ

На стенах класса много фотографий тех, кто приезжал во Гжель и порисовать, и с концертами.

Автор: Админ

На ч/б фотографии Борис Борисович старательно, с тем же наклоном головы, что и у Нины, выводит кистью слова о вреде вина для Гертруды, продолжая тему "Стаканов" на уже расписанном изделии.

Автор: Админ

Автор: Админ

Примечательно, что фамилия Гребенщиковых тесно связана с гжельским промыслом. В XVII веке купец Афанасий Гребенщиков на своей московской "Ценинной и табачных трубок фабрике" производил майолику и нанимал для работы гжельских мастеров. Видимо, не только из-за концертов, проводимых во Гжели при активном участии Юрия Гаранина, приезжал Б.Г. в Ново-Харитоново. Фарфор - дело тонкое, запутанное и притягательное для многих.

Закономерно закончить экскурсию в местном магазине-салоне, где кроме рядовых сервизов и чайных пар, есть работы мастеров, о которых услышали в музее. Можно выбрать что-то и для себя, и для подарка. Только учтите, гжель - вещь с характером. Если у вас появится что-то единично-гжельское, то оно непременно потянет за собой все новые и новые бело-синие приобретения.

Автор: Админ

Все фотографии альбома «Гжель»

Тэги: гжель, фарфор, майолика, народные промыслы

2015-10-01


Реклама

Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено