X

Ваш емайл:
Ваш пароль:
Запомнить:
Переславль-Залесский
Болгар - столица древоних болгар
Брисоглебский монастырь

Главная / Блог / Что посмотреть в Палехе

Что посмотреть в Палехе

Россия - Ивановская область - Палех

В Палех мы добирались на автобусе из Иваново. Дорога недолгая, всего полтора часа, за которые однообразные унылые пейзажи за окном успевают и надоесть, и настроить на лирический-меланхолический лад. Да, ранняя весна - не самое живописное время года для этих мест. Но у нас есть цель - побывать в поселке, где менее 100 лет назад возник промысел, подаривший миру многоцветие палехской лаковой миниатюры.

Автор: Админ

С названием маленького поселка в Ивановской области связано сразу несколько легенд. По одной из них Палех был основан иконописцами из Владимиро-Суздальских земель, бежавших в дремучие леса от татаро-монгольского ига. Дорог, по которым степняки могли бы сюда добраться, не было, поэтому мастера, спалив на берегу лес, назвали речку Палешка, а селение Палех. Но это, конечно, просто красивая легенда. Некоторые связывают название села с фамилией одного из владельцев - князем Палецким, но и эту версию отклонили, так как княжеская фамилия происходи от слова «палица». Вероятнее всего, название Палех имеет финно-угорские корни, в пользу чего говорят местные топонимы - реки Люлех (левый приток реки Теза), Пенюх, поселок Ландех, город Пужеч и подобное.

Когда род Палецких пресекся Палех перешел в казну. В XVII веке село было пожаловано Ивану Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево» и принадлежало его роду до 1861 года. Земли здесь скудные, сельским хозяйством заниматься было не рентабельно, потому Бутурлины не противодействовали, когда местные жители занялись иконописью, и в зимнее время отпускали своих людей в другие города на росписи. Примечательно, что в наше время история повторяется - мужское население Палеха все лето ездит на храмовые росписи по городам России.

По примеру своих родственников купцов Строгановых, Бутурлины покровительствовали иконному делу, но в отличие от Строгановых, не культивировали особую иконописную школу. Однако в силу своего географического расположения, из-за удаленности Палеха от торговых путей, главной особенностью палехской иконы стало ее своеобразное, замкнутое развитие и строгое соблюдение канонов старой иконописной традиции.

Начиная с XVII века и вплоть до начала XX века в Палехе существовали иконописные мастерские, специализировавшиеся на различных стилях иконописи. Писали не только иконы на досках, уезжали расписывать храмы в большие города. Если кто не знает, то 1882 году по указу император Александр III Грановитая палата кремля расписали палехские мастера. Палешане братья Иван и Василий Белоусовы за эту работу были удостоены золотой медали.

Первый же опыт палехских художников в монументальной живописи можно увидеть здесь, в сельском Крестовоздвиженском храме (иногда называют Церковь Воздвиженья). Его стены расписали в 1807-1812 годах местные мастера Ананий Беляев и Степан Вечерин вместе с московскими художниками братьями Сапожниковыми.

Автор: Админ

Особенность росписи Крестовоздвиженского храма - в расположении многочисленных композиций, взятых с гравюр иллюстрированной библии Вейгеля. Фрески не покрывают стены сплошным живописным ковром, а каждая композиция обведена в нарисованную раму наподобие картины, оттого зайдя в храм, кажется, что ты в картинной галерее. Возможно, благодаря тому что в храме долгое время размещался Палехский музей, не пострадали ни иконостас, ни росписи. И когда в 1992 году церковь перешла Ивановской епархии, целый зал был отдан под иконы палехских мастеров.

Сам храм построил в 1762-1774 годах мастер Егор Дубов, о чем свидетельствует надпись на западном фасаде. У восточной стены, на которой с большим трудом угадывается внешняя роспись, похоронен "певец Палеха" и инициатор создания Музея палехского искусства поэт Ефим Вихрев.

В поселке сохранился еще один станинный храм, построенный в 1790 году на сельско кладбище - церковь Ильи Пророка. Когда-то ее стены так же покрывали живописные фрески, но в свое время они были забелены.

Иконописный промысел начал развиваться в Палехе с XVII века, и стиль его письма специалисты относят к традициям древнесуздальской школы. Палехские иконы ценились за сложный орнамент, светящиеся изнутри краски и обильное золочение. Один их самых ранних сохранившихся образцов палехского письма - икона "Всех скорбящих радости". Вершиной иконописания палешан считается "Акафист Спасителю" середины XVIII века. Обе иконы вы увидите в местном музее.

Автор: Админ

После 1917 года иконописный промысел по понятным причинам стал вымирать, пока стараниями Ивана Ивановича Голикова не трансформировался в декоративно-прикладной. Как работали палехские мастера, создавая лаковую миниатюру, расскажут и покажут в доме-музее Ивана Голикова - одного из основателей "Артели древней живописи".

Дом Ивана Ивановича Голикова - первый из мемориальных музеев, открытый в Палехе. До революции Голиков ни чем не выделялся среди мастеров-иконописцев. Роспись была для него обычным ремеслом, нежели искусством. После 1917 года в его жизни был период "поденщины" - театральные декорации, афиши, плакаты - что только не приходилось рисовать. Но однажды в Кустарном музее в Москве (теперь это Музей декоративно-прикладного искусства) Голиков увидел расписные коробочки из папье-маше, сделанные в Федоскино. Под впечатлением от федоскинских шкатулок, вечером того же дня он расписал дно фотографической ванночки из папье-маше, показал её музейщикам и сразу получил заказ на работу и сырье, с которым вернулся в Палех, где организовал "Артель древней живописи".

Посмотреть на лучшие работы палехских художников послереволюционного периода можно в Государственном музее палехского искусства, расположенном по соседству с домом Голикова.

Автор: Админ

В поселке хранят память и о других мастерах. Здесь до сих пор стоят здания, в которых когда-то жили и работали мастера палехской живописи, отчего Палех с уверенностью можно называть селом-музеем. Жаль, что в 2010 году посёлок был лишён статуса "историческое поселение".

В поселке работают филиалы ГМПИ: дом - музей И.И.Голикова, мемориальный дом - музей народного художника СССР П.Д.Корина, мемориальный дом - мастерская Н.В.Дыдыкина, мемориальный дом - музей народного художника СССР Зиновьева (в деревне Дягилево под Палехом).

Новых мастеров палехской миниатюры готовят в Палехском художественном училище. Здесь с 1930 года обучают технике и композиции миниатюры, стенной росписи, готовят мастеров-реставраторов, в 1991 года введен курс иконописания.

Автор: Админ

В целом, советуем не ограничиваться только мемориальным домом Голикова и музеем палехской миниатюры, а пройтись по поселку, посмотреть на храмовую роспись и сохранившиеся деревянные дома, украшенные резными наличниками. И еще обратите внимание на ажурную деревянную резьбу каким-то невероятным образом попавшую на здание продовольственного магазина. Вот уж точно, нечеловеческая щедрость широкой русской души.

Автор: Админ

История палехской миниатюры или как иконописцы народный промысел возродили (дом-музей Ивана Голикова)

Все фотографии альбома Достопримечательности Палеха

Все фотографии альбома Музей палехского искусства

Тэги: Палех, палехская миниатюра, народные промыслы

2016-12-02


Реклама

Горящие туры от всех туроператоров
Использование материалов сайта без письменного разрешения редакции запрещено