Крым: Большой Ливадийский дворец (часть II)Россия - Автономная республика Крым - Ливадия
Начало. Крым: Большой Ливадийский дворец (часть I) Из Итальянского дворика возвращаемся во дворец, проходим по коридору и через окно первого этажа любуемся атриумом - световым колодцем, благодаря которому дневной свет проникает в те помещения, для которых окна во дворик являются единственным источником естественного освещения. Атриумы были и в прежнем дворце по проекту Монигетти. Краснов ввел в конструкцию нового дворца целых три световые дворики, что позволило максимально использовать солнечное освещение для жилых комнат. Стены первого этажа, ограничивающие уютное патио, в центре которого установлен небольшой фонтан, облицованы многоцветной майоликой с растительным орнаментом. Дворик называют Арабским.
Автор: Админ
А так Арабский дворик выглядел при Монигетти.
Автор: Админ
Обратите внимание на окна: медная фурнитура на рамах - это то немногое, что сохранилось от прежней Ливадии в изначальном виде. Заранее прошу прощение за качество этого фото, но рука не понялась выбросить кадр.
Автор: Админ
В глубине коридора видна дверь, над которой расположен витраж с монограммой цесаревича Алексея - буква "А" в венке из лавровых листьев. За этой дверью находилась его классная комната. Сейчас там торгуют сувенирами. Примечательно, что в Ливадийском дворце изначально установлен лифт, рассчитанный на подъем 4-х человек на крышу, где располагался царский солярий.
Автор: Админ
С крыши открывалась панорама на Ялтинскую бухту и морской порт, куда причаливала императорская яхта "Штандарт". Императорская яхта "Штандарт", Ялта, 1898 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
Из коридора поднимаемся на второй этаж по одной из двух находящихся во дворце парадных лестниц. Эта лестница называется церковной, поскольку одной своей стороной примыкает к домовой Крестовоздвиженской церкви. Мы входим в приватную часть дворца, где располагались покои членов царской семьи. В отличие от помещений первого этажа, предназначенных для официальных приемов, все комнаты второго этажа организованы и оформлены так, чтобы семья Романовых чувствовала себя в Ливадии на отдыхе, на даче. Для каждой комнаты Краснов проектирует индивидуальную мебель, стремясь создать максимум удобств. Например, в приемном кабинете проектируется кресло с пюпитром для чтения, в кабинете императрицы - письменный стол с выдвижной доской для рисования, в рабочем кабинете Императора - большой стол, как бы разделяющий комнату на две части - рабочую и для отдыха. Всего на изготовление мебели для Большого дворца было затрачено 545 231 рулей, что составило примерно восьмую часть всех расходов по сооружению дворца. Поскольку пребывание Романовых в Крыму затягивалось на несколько месяцев, совершенно естественно, что на такой срок царь не мог оставить государственные дела. Ко всему прочему, еще при Александре III стало традицией принимать в южнобережном имении посольства средиземноморских стран. До Ливадии добирались и делегации и из таких дальних стран, как Тибет, Япония, Бурятия, Сиам и Монголия. Поэтому на втором этаже был предусмотрен верхний царский кабинете, где Николай II продолжал заниматься государственными делами, просматривал и давал дальнейший ход деловым бумагам и прошениям, принимал с докладами министров и дипломатов.
Автор: Админ
В своем письме матери Николай II писал: "Я в восторге от своего верхнего кабинета!" Как и все личные покои в Ливадийском дворце, верхний кабине оформлен по моде начала прошлого века - в стиле модерн. Мебель изготовлена русскими мастерами.
Автор: Админ
Над камином висит уникальный шерстяной ковер ручной работы - подарок персидского шаха на 300-летний юбилей дома Романовых. На нем вытканы портреты императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и цесаревича Алексея.
Автор: Админ
После революции ковер был утерян, и долгие годы о его судьбе не было ничего известно. Лишь в начале 1980-х годов стараниями группы энтузиастов, в числе которых был известный советский писатель Юлиан Семенов, ковер был обнаружен в Берлине. С аукциона за 30 тысяч долларов ковер приобрел коллекционер и меценат барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн. И когда Эдуард Александрович в 1993 году был в Ливадии, он подарил реликвию Ливадийскому дворцу. Через верхний кабинет, мы проходим в кабинет императрицы, расположенный в восточной части дворца. Из него можно спуститься в парк по внешней лестнице, искусно замаскированной легкой аркадой. Кабинет отделан светлым деревянными панелями, что делает комнату наряднее, просторнее. Небольшой камин как бы заключен в рамку из этажерки ясеневого дерева. В верхнюю часть этажерки над камином вмонтировано зеркало в стиле модерн. Одним из увлечений царской семьи была фотография. В зале экспонируются копии любительских фотографий из царских альбомов, а также официальные снимки, сделанные в разные годы. На этом фото цесаревич Николай Александрович и принцесса Гессен-Дармштадская Алиса в окружении многочисленных родственников великих князей и княгинь, принцев и принцесс, герцогов и герцогинь, а также кайзера Германии и бабушки Алисы английской королевы Виктории. Снимок сделан 8 (21) апреля 1894 года в городе Кобург лучшим местным фотографом. На нем запечетлен день помолвки будущих императора и императрицы.
Автор: Админ
Во время торжеств в Кобурге Николай и Алиса делают первые совместные приобретения. Одной из таких покупок стала литография художника-прерафаэлита "Благая весть". Архангел Гавриил приносит Марии весть, что она родит сына Иисуса. Но за спиной у архангела черные крылья - признак скорби.
Автор: Админ
Уже вторая половина 1894 года была омрачена трагедией. 20 октября в возрасте 49 лет в своем любимом Ливадийском дворце умирает отец цесаревича Николая император Александр III. За несколько дней до смерти царя 10 октября в Ливадию прибывает принцесса Алиса Гессенская. "Приезд принцессы Алисы Гессенской в Ливадию 10 октября 1894 г.", акварель Михая Зичи.
Автор: Админ
До последнего вдоха рядом с Александром III находился отец Иоанн Кронштадтский. Именно он на следующий день после кончины императора провел первую панихиду по новопреставленному в Ливадийской Крестовоздвиженской церкви. "Заупокойная служба по умершему Александру III в комнате Ливадийского дворца 21 октября 1894 года", акварель Михая Зичи.
Автор: Админ
В той же церкви 21 октября он принял присягу на верность Российскому престолу последнего русского монарха Николая II. Там же в тот же самый день отец Иоанн миропомазал в православие принцессу Алису. При крещении принцесса получает имя Александра Фёдоровна. Из Коронационного сборника императора Николая II. Рисунки Елены Самокиш-Судковской
Автор: Админ
В экспозиции представлена серия фотографий с благотворительного праздника "Белого цветка". На них цесаревич Алексей и великие княжны держат в руках длинные шесты с закрепленными на них ромашками, красным крестом и надписью: "На борьбу с чахоткой". В те времена Ялта была курортом, куда на лечение приезжали больные туберкулезом со всей России. Поэтому проведение сбора пожертвований на лечение заболевания здесь было как нельзя кстати. Цесаревич Алексей и великие княжны, как и другие дети, продавали собственноручно изготовленные букеты ромашек и всю выручку передавали в Лигу по борьбе с чахоткой.
Автор: Админ
В наши дни "Белый цветок" проходит в Ялте во второе воскресенье после Пасхи. Сбор пожертвований идет для Ялтинского противотуберкулёзного диспансера и Ялтинского православного сестричества милосердия святой страстотерпицы Александры. Из кабинета императрицы мы попадаем в опочивальню Их Величеств. В Ливадийском дворце опочивальня общая, а не отдельная для каждого из супругов. В светлой комнате с мебелью из выбеленного дуба, как и во многих комнатах дворца, камин является украшением и цветовым акцентом - он выполнен из зеленых майоликовых изразцов и обрамлен этажеркой и шкафчиками из светлого клена. В Опочивальне находилась "тревожная кнопка", соединенная с помещением охраны.
Автор: Админ
Рядом с опочивальней располагается будуар императрицы, где проходили семейные вечера. Через большие окна открывался прекрасный вид на местные красоты. Царская семья в будуаре императрицы, Ливадия 1911 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
Автор: Админ
Автор: Админ
Здесь же стоит белый рояль немецкой фирмы "Беккер", на котором Александра Федоровна часто музицировала в четыре руки с кем-нибудь из дочерей. В музыкальной комнате не только музицировали, но и слушали музыку. Для царской семьи был приобретен граммофон.
Автор: Админ
Для официальных приемов использовалась парадная столовая - Большой белый зал. В остальные дни семья собиралась в малой семейной столовой. За небольшим раздвижным столом усаживались члены царской семьи, только самые близкие друзья и родственники.
Автор: Админ
Посуда на столе и в серванте изготовлена императорской фарфоровой фабрикой для Ливадийского имения. Некоторые предметы посуды украшены гербами и инициалами царской семьи. В хорошую погоду пикники и чаепития старались устраивать на террасе. Как и в других комнатах, картины, которые Романовы покупали на вернисажах, стали особой частью интерьера. Александра Федоровна отдавала предпочтение лирическим пейзажам Альберта Бенуа, акварелям Федора Волкова и картинам художницы Елены Самокиш-Судковской. Портрет великих княжон. Рисунок Елены Самокиш-Судковской
Автор: Админ
Из всех жилых комнат дворца скромнее всего были оформлены детские. Не из экономии - это было элементом воспитания. Обстановка классной комнаты великих княжон не сохранилась: мебель расставлена произвольно, в витрине лежат учебники начала XX столетия.
Автор: Админ
Великие княжны Ольга и Татьяна с учителем Пьером Жильяром, Ливадия 1911 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
Уроки живописи царским детям давал архитектор Николай Петрович Краснов. На стенах вывешены несколько акварелей старших сестер Ольги и Татьяны, а также работы их учителя.
Автор: Админ
Приезжая в Ливадию, царская семья старалась как можно больше времени проводить на воздухе. Николай Александрович был физически активен, занимался спортом, и в Ливадии он приобщился к модному тогда лаунж теннису. Над камином фотографии императора с дочерьми на теннисном корте.
Автор: Админ
Великие княжны с Анной Вырубовой на море
Автор: Админ
В 1900 году император Николай II перенес брюшной тиф. После выздоровления ему был рекомендован терренкур - пешие прогулки без существенных нагрузок. Так, сквозь лесистые участки горных склонов между Ливадией и Гаспрой, где находилось имение великого князя Александра Михайловича, появилась тропа длиной 6711 метров. Называли тогда тропу Горизонтальной, поскольку почти на всем своем протяжении она не имеет перепадов высот. В советское время тропу переименовали в Солнечную, хотя большая часть дороги проходит через тенистые заросли. Начало тропы находится неподалеку от выхода из дворца, её легко найти по указателю.
Автор: Админ
Автор: Админ
Из большого Ливадийского дворца мы выходим к домовой Крестовоздвиженской церкви - архитектурному шедевру Монигетти, лучше всего сохранившемуся при позднейших перестройках. По сути, церковь является частью дворца, и при перестройке Николай Петрович Краснов максимально бережно отнесся к творению своего предшественника. Он увеличивает притвор церкви примерно вдвое, что дало возможность устроить новый вход в храм, и соединяет его открытой галереей с аркой ворот Итальянского дворика. Дворцовая Крестовоздвиженская церковь по проекту Монигетти, 1912 г.
Автор: Админ
Рисунок архитектора Н.П. Краснова, 1910 г.
Автор: Админ
Проектируя храм, Монигетти обратился к византийскому стилю, но внес в постройку и черты грузинских церквей.
Автор: Админ
Автор: Админ
При реконструкции по проекту Краснова, портал нового входа украсила мозаичная икона "Ангела Господня", выполненная в академической мастерской профессора Павла Петровича Чистякова по рисунку художника Андрея Семеновича Славцова.
Автор: Админ
Автор: Админ
Внутренне убранство церкви не сохранилось. Крестовоздвиженская церковь, 1913 г.
Автор: Админ
Автор: Админ
В 1887 году рядом с церковью из того же инкерманского камня была построена звонница на 6 колоколов по рисунку профессора Института гражданских инженеров, академика Петербургской Академии художеств Давида Ивановича Гримма. Во всем облике звонницы чувствуется стремление автора создать единый архитектурный образ с храмом. К примеру, внутренние объемы для размещения колоколов повторяют очертания спаренных оконных проемов церкви.
Автор: Админ
Цесаревич Алексей играет с щенком рядом со звонницей. Октябрь 1913 г.
Автор: Админ
Около звонницы в 1880-х годах была установлена колонна из светло-серого мрамора, украшенная витиеватыми надписями - 1 стихом на арабском и 13 - на турецком языке. В стихах воспет "его величество шах султан-победитель". Предполагается, что эта колонна была высечена в честь турецкого султана Махмуда II и попала в Ливадию в качестве трофея после русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Автор: Админ
В Ливадийском парке осталось еще много прекрасных уголков, где хотелось бы задержаться хотя бы на минутку. Но оставим этот маршрут для следующей поездки в Крым. Еще раз взглянем на фотографии Романовых. Большая часть из них относится к 1913 году, к последнему довоенному году в России. Уже в 1917 году Николай II отречется от престола. После отречения он ходатайствует перед Временным правительством о том, чтобы ему вместе с семьей было позволено покинуть Петроград и навсегда поселиться в Ливадии как частному лицу. Мне одной кажется, что ничего наивнее нет на свете? Как известно, Керенский разрешения не дал. И вместо Крыма Романовы уезжают в ссылку в глубь России - сначала в Тобольск, а затем Екатеринбург. Ссылка закончилась в доме инженера Ипатьева. И осталась Ливадия, сохранившая память о трех российских монархах. Начало. Крым: Большой Ливадийский дворец (часть I) Все фотографии альбома Крым: Большой Ливадийский дворец 2015-02-18
|
Реклама |